Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
26.11.2014
- Российская организация зарегистрирована в г. Симферополе после принятия Республики Крым в состав РФ, она планирует арендовать помещения у ИП также в г. Симферополе. ИП еще не перерегистрирован, данные о нем не внесены в ЕГРИП. С кем возможно заключение договора аренды в данной ситуации (с ИП или с собственником помещения как с физическим лицом)? Каков порядок обложения НДФЛ в данной ситуации?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, заключение Вашей организацией договора с собственником помещения как с российским индивидуальным предпринимателем возможно только после внесения сведений о нем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. До этого момента физическое лицо не будет иметь соответствующего правового статуса.
В то же время из нормативных правовых актов, регламентирующих налоговые правоотношения в переходный период (со дня принятия в состав РФ Республики Крым до 1 января 2015 года), следует, что предприниматель до внесения сведений о нем в ЕГРИП (или до 1 января 2015 года) ведет свою деятельность в соответствии с законодательством Украины. Организация вправе в такой ситуации заключить с ним договор (как с украинским ИП), но в силу недостаточной правовой определенности могут возникнуть некоторые сложности.
Помимо этого, организация вправе заключить договор аренды с собственником помещения как с физическим лицом. В этом случае она будет выступать налоговым агентом по НДФЛ.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ, относятся к доходам от источников в РФ (пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ).
На основании ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) с момента образования в составе РФ новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции этих субъектов РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ.
Статьей 15 Закона N 6-ФКЗ установлено, что законодательство РФ о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015. До этой даты отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя (смотрите также письмо ФНС России от 04.04.2014 N ГД-4-3/6133@).
С целью установления особенностей применения законодательства о налогах и сборах в переходный период Государственным Советом Республики Крым издано постановление от 11.04.2014 N 2010-6/14 "Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период" (далее - Положение). Согласно п. 1 Положения до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что законодательство РФ о налогах и сборах, за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога, применяется на территории Республики Крым в отношении:
- индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - со дня внесения сведений в указанные государственные реестры.
Вместе с тем согласно п. 20 постановления Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 N 2150-6/14 "Об утверждении Положения о порядке администрирования отдельных налогов и сборов на территории Республики Крым в переходный период" с 18 марта 2014 года доходы юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, созданных в соответствии с законодательством Украины, местом нахождения которых является территория Республики Крым, полученные от лиц, признаваемых в соответствии с законодательством РФ налоговыми агентами по налогу на прибыль организаций и налогу на доходы физических лиц, не признаются, соответственно, доходами иностранных организаций и доходами физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
Аналогичный порядок установлен Законом г. Севастополя от 18.04.2014 N 2-ЗС "Об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории города федерального значения Севастополя в переходный период" (абзац 8 п. 5.5 ст. 23).
По нашему мнению, из анализа имеющихся нормативных правовых актов можно сделать вывод, что заключение договора аренды помещения российской организацией с собственником помещения как российским индивидуальным предпринимателем на территории Республики Крым возможно только после внесения сведений о нем в ЕГРИП. При этом предприниматель должен предоставить организации сведения о постановке его на учет в налоговых органах на территории Республики Крым. В этом случае в соответствии со ст. 227 НК РФ индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, самостоятельно производит исчисление и уплату НДФЛ с доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В то же время в силу прямого указания п. 1 и п. 13 Положения до внесения сведений в ЕГРИП (или до 1 января 2015 года) деятельность предпринимателя регламентируется налоговым законодательством Украины. В такой ситуации, по нашему мнению, организация вправе заключить договор аренды с индивидуальным предпринимателем, осуществляющим свою деятельность в соответствии с налоговым законодательством Украины. Однако в этом случае, на наш взгляд, возникает ряд сложностей: возможна иная квалификация отношений со стороны налоговых органов; нет уверенности, следует ли применять в рассматриваемой ситуации Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995; не ясно, каким образом применение украинского законодательства будет стыковаться с п. 20 постановления Государственного Совета Республики Крым от 21.05.2014 N 2150-6/14 (доходы юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, созданных в соответствии с законодательством Украины, местом нахождения которых является территория Республики Крым, не признаются, соответственно, доходами иностранных организаций и доходами физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ) и т.д. Каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу нам, к сожалению, обнаружить не удалось, поэтому рекомендовать именно этот вариант действий мы не можем.
Вместе с тем, полагаем, в рассматриваемой ситуации может быть также заключен договор аренды с собственником помещения как с физическим лицом. В силу п. 1 ст. 4 Закона N 6-ФКЗ со дня принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами РФ, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.
Соответственно, в такой ситуации будет подлежать применению налоговое законодательство Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ доходы налогоплательщика - резидента РФ (физического лица), полученные от сдачи имущества в аренду, подлежат обложению НДФЛ по ставке в размере 13%. При этом российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В этом случае организация будет признаваться налоговым агентом (п. 1 ст. 226 НК РФ) и должна будет удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
29 октября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним