Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
27.11.2014
- Какие юридические действия нужно произвести при реорганизации в форме преобразования из ЗАО в ООО (перерегистрация в Пенсионном Фонде РФ, заключение новых договоров с контрагентами, с сотрудниками, учет отпусков и т.д.)?
1. Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее - Закон N 99-ФЗ), действующим с 1 сентября 2014 года, в ГК РФ внесены изменения (дополнения), регламентирующие процедуру реорганизации юридических лиц (ст.ст. 57, 58, 59, 60 ГК РФ в новой редакции). Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица предусмотрены ст. 60 ГК РФ, положения которой, в частности, требуют письменно уведомить о принятом решении о реорганизации юридического лица регистрирующий орган, а также дважды с периодичностью один раз в месяц опубликовать в соответствующем издании уведомление о своей реорганизации.
При этом согласно абзацу второму п. 5 ст. 58 ГК РФ к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, правила ст. 60 ГК РФ не применяются. Таким образом, буквально из приведенной нормы следует, что при реорганизации путем преобразования осуществлять предусмотренные ст. 60 ГК РФ мероприятия реорганизуемому лицу не требуется.
Вместе с тем требование о необходимости направления в регистрирующий орган указанного выше уведомления и публикации указанных выше сведений сохранилось в ряде федеральных законов (смотрите, в частности, ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации), ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах")*(1). На наш взгляд, учитывая положения п. 4 ст. 3 Закона N 99-ФЗ, приведенные нормы в соответствующей части не подлежат применению, поскольку противоречат ГК РФ (а именно п. 5 ст. 58 этого кодекса), в связи с чем при реорганизации путем преобразования не требуется совершать упомянутые действия, равно как соблюдать порядок и сроки, предусмотренные ст. 60 ГК РФ.
С учетом вышесказанного, по нашему мнению, для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования, в регистрирующий орган достаточно представить документы, перечисленные в ст. 14 Закона о госрегистрации: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001; учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением); передаточный акт; документ об уплате государственной пошлины и т.п.
Однако отметим, что в связи с непродолжительным периодом, прошедшим с момента вступления в силу Закона N 99-ФЗ, практика применения новых положений ГК РФ, касающихся вопросов государственной регистрации юридических лиц, еще не сформирована. Учитывая, что некоторыми положениями Закона о госрегистрации, как уже указано, установлены не предусмотренные ГК РФ требования, мы не можем исключить вероятности отказа в государственной регистрации по формальным основаниям (пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации) в случае представления для государственной регистрации указанных выше документов без предварительного соблюдения порядка, предусмотренного ст. 13.1 Закона о госрегистрации (ст. 60 ГК РФ). На наш взгляд, такой отказ нельзя считать обоснованным, и организация вправе обжаловать его в вышестоящий регистрирующий орган, а также в ФНС РФ и (или) в суд. За официальными же разъяснениями по вопросу соблюдения порядка, предусмотренного ст. 60 ГК РФ, Вы можете обратиться в ФНС России (пп.пп. 5.9.38, 5.9.39 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
2. В трехдневный срок со дня принятия решения о реорганизации юридическое лицо, в отношении которого принято соответствующее решение, обязано уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Утвержденной формы сообщения о реорганизации нет, поэтому общество вправе уведомить соответствующий орган контроля за уплатой страховых взносов о принятом решении в произвольной форме.
Также отметим, что при постановке реорганизованного общества на учет в налоговом органе по месту его нахождения при создании, в том числе путем реорганизации, данному обществу присваивается ИНН и КПП (пп. 1 п. 6 и пп. 1 п. 7 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@)*(2).
3. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (абзац первый п. 5 ст. 58 ГК РФ). Иными словами, преобразование организации не прекращает и не изменяет тех прав и обязанностей (в том числе по ранее заключенным договорам), которыми она обладала. Они в силу закона переходят к вновь возникшему в результате реорганизации юридическому лицу. Соответственно, изменять или расторгать заключенные до реорганизации договоры при этом не требуется.
Наименование, адрес, банковские и иные реквизиты стороны договора не устанавливают, не изменяют и не прекращают гражданские права и обязанности, возникшие у сторон соответствующего договора. Реквизиты стороны договора носят информационный (уведомительный) характер и не являются по своему содержанию условиями договора (п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 432 ГК РФ). Поэтому подписывать дополнительное соглашение в связи с реорганизацией одной из сторон договора также не требуется. Законодательство не связывает переход прав и обязанностей при реорганизации юридического лица с необходимостью внесения изменений в заключенные с этими лицами договоры (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 8105/07, определение ВАС РФ от 22.06.2007 N 7002/07, постановления ФАС Московского округа от 24.03.2010 N КГ-А40/2191-10, ФАС Центрального округа от 29.12.1999 N А64-2429/99-8). Поэтому в рассматриваемой ситуации достаточно соответствующего письменного сообщения контрагента с указанием основания и даты правопреемства, новых реквизитов, а также надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих правопреемство. В то же время, безусловно, стороны договора вправе зафиксировать факт изменения сведений о контрагенте и путем подписания дополнительного соглашения к договору.
4. В соответствии с частью пятой ст. 75 ТК РФ реорганизация организации (в том числе в форме преобразования) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Правда, в случае реорганизации организации-работодателя работники вправе отказаться от продолжения работы - в этом случае согласно части шестой ст. 75 ТК РФ трудовой договор с ними прекращается на основании п. 6 части первой ст. 77 ТК РФ.
Следовательно, при преобразовании работодателя трудовые отношения с работниками продолжаются на основании трудовых договоров, которые были заключены до проведения реорганизации. Расторжение трудовых договоров в таком случае возможно только при отказе работников от продолжения работы в реорганизованной организации (смотрите, например, кассационное определение СК по гражданским делам Амурского областного суда от 11.03.2011 по делу N 33-1222/11, определение СК по гражданским делам ВС РФ от 30.05.2008 N 78-В08-5, Обзор судебной практики Верховного Суда Республики Хакасия по рассмотрению гражданских дел в кассационном порядке за I полугодие 2005 года).
Согласно ст.ст. 121, 122 и 127 ТК РФ стаж работника, дающий ему право на ежегодный оплачиваемый отпуск, исчисляется с даты заключения трудового договора и до момента его прекращения (увольнения работника). Трудовым законодательством не предусмотрено случаев прекращения права работника на отпуск в течение периода действия трудового договора. Соответственно, в течение всего периода работы по трудовому договору за работником сохраняется право на использование всех положенных ему дней ежегодного оплачиваемого отпуска. Графики отпусков, составленные до реорганизации, сохраняют свою силу, поэтому работники должны пойти в отпуска в те сроки, которые установлены такими графиками. И только если работники отказываются от продолжения работы в реорганизованном обществе, при их увольнении работодатель должен выплатить каждому денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска (часть первая ст. 127 ТК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Счетчикова Валерия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
10 ноября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Кроме того, как видно из п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, которое представляется в регистрирующий орган при реорганизации, подтверждает, в частности, факт уведомления всех кредиторов реорганизуемого лица в письменной форме о его реорганизации. Соответствующее указание содержится и в форме заявления, которая до настоящего времени не претерпела каких-либо изменений в связи с принятием Закона N 99-ФЗ.
*(2) Обратим Ваше внимание, что согласно действующему законодательству не требуется закрывать имеющиеся у реорганизованной организации банковские счета и открывать новые. После завершения реорганизации в форме преобразования организации необходимо представить в банк, с которым заключен договор банковского счета, все документы, подтверждающие изменение организационно-правовой формы и наименования этого юридического лица.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним