Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
27.11.2014
- В соответствии с законом на основании решения специальной государственной комиссии музейные экспонаты включаются в Музейный фонд РФ, после чего учреждением заключается договор об их приобретении. По какой экономической классификации расходов приобретаются экспонаты для музеев в соответствии с приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н?
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.
При этом по общему правилу Указания N 65н не ставят порядок применения КОСГУ в зависимость от дальнейшего порядка использования нефинансовых активов, приобретаемых по договорам купли-продажи.
Таким образом, если приобретаемое имущество, в соответствии с положениями "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), подлежит учету на балансе госучреждения в качестве нефинансового актива, то расходы на его приобретение обоснованно могут быть отнесены на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ независимо от того, будет ли оно в дальнейшем включаться в состав музейного фонда или нет.
А вот вопрос применения конкретных статей (подстатей) КОСГУ при приобретении музейных экспонатов, уже включенных на дату приобретения в установленном порядке в состав музейного фонда, вызывает сложности.
Дело в том, что отнесение на какую-либо статью (подстатью) КОСГУ таких расходов положениями Указаний N 65н прямо не определено.
При этом музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда, не могут быть отнесены ни к основным средствам, ни к каким-либо иным нефинансовым активам (п. 13 Положения о музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179, п. 51 Инструкции N 157н).
Проблема применения КОСГУ при осуществлении расходов на приобретение музейных экспонатов уже включенных на дату приобретения в установленном порядке в состав музейного фонда могла бы быть урегулирована Минфином России.
В рамках своих полномочий финансовое ведомство могло бы отнести подобные расходы и к расходам, которые могут оплачиваться за счет подстатьи КОСГУ 226 - тем более что подобные разъяснения уже давались (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383). К сожалению, упоминаемое выше письмо было выпущено в 2010 году в период действия "старых" Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ. Соответственно, к ныне действующим Указаниям N 65н разъяснения данного письма не применимы. Каких-либо иных разъяснений уполномоченных органов по рассматриваемому вопросу нами не обнаружено.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, осуществляемые расходы могут быть отнесены только к "прочим" (подстатья 226 "Прочие работы, услуги", статья 290 "Прочие расходы").
При принятии окончательного решения об отнесении рассматриваемых расходов на конкретную статью (подстатью) КОСГУ с разумной осмотрительностью мнение специалистов уполномоченных органов, приведенное в письме Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383, может быть учтено безотносительно к конкретным Указаниям о применении бюджетной классификации. При этом в данной ситуации совсем не лишним будет согласовать порядок применения КОСГУ путем утверждения уполномоченным органом соответствующих документов или приложений (расшифровок) к ним. К таким документам, например, относятся:
- сметы;
- задания на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- методические рекомендации (указания).
С учетом изложенного представляется возможным сделать следующий вывод: осуществление в рассматриваемой ситуации расходов по приобретению музейных экспонатов, включенных в состав музейного фонда, в порядке, действовавшем в 2010 году (то есть по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ), при отсутствии указанных выше документов, может стать поводом для последующих разногласий с контролирующими органами.
В заключение традиционно напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания подобных Указаний невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Приведенная выше позиция основана, прежде всего, на том, что перечни расходов, которые могут осуществляться по тем или иным статьям (подстатьям) КОСГУ, закрытыми не являются и не исключают отражения по соответствующим кодам бюджетной классификации иных аналогичных по экономическому содержанию расходов.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
12 ноября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним