Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

28.11.2014
ВОПРОС:
В организацию купили шторы, формулировка в товарной накладной звучит так: "Комплект штор на 5 кабинетов" стоимостью 345 210 руб., в том числе НДС - 52 959,15 руб.", то есть шторы на 1 кабинет без НДС стоят 58 510,17 руб. Комплекты штор для разных кабинетов имеют некоторые отличия. Каков порядок бухгалтерского и налогового учета купленных организацией штор?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В данном случае объектом учета основных средств является комплект штор на каждый кабинет.

В налоговом учете комплекты учитываются в качестве амортизируемого имущества.

 

Обоснование позиции:

 

Бухгалтерский учет

На основании п. 4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основного средства (далее - ОС) необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

2) объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

4) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом ОС признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющий собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Из системного анализа приведенных норм ПБУ 6/01 следует, что при принятии к учету объекта в качестве ОС необходимо, чтобы, помимо соответствия условиям, определенным в п. 4 ПБУ 6/01, данный объект представлял из себя конструктивно обособленный предмет (комплекс сочлененных предметов), предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций и приведенный в состояние, пригодное для использования.

По нашему мнению, комплект штор на один кабинет представляет комплекс конструктивно сочлененных предметов, где каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса.

Полагаем, что именно в отношении комплекта штор на каждый кабинет условия п. 4 ПБУ 6/01 выполняются и организация вправе учитывать его в составе основных средств.

Следует также учитывать, что согласно абзацу 4 п. 5 ПБУ 6/01 активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

В рассматриваемой ситуации следует уточнить у поставщика стоимость каждого комплекта и отразить объекты учета в составе основных средств.

На основании п. 17 ПБУ 6/01 стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации.

В силу п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

При этом следует иметь в виду, что согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 Классификация основных средств (далее - Классификация) может использоваться для целей бухгалтерского учета.

При отнесении объектов основных средств к амортизационной группе по Классификации следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОКОФ (ОK 013-94), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. При этом ни в Классификации, ни в ОКОФ прямо не поименован рассматриваемый объект основных средств.

Таким образом, в бухгалтерском учете срок полезного использования комплектов штор организация вправе определить самостоятельно. При установлении срока полезного использования следует учесть все предусмотренные в п. 20 ПБУ 6/01 ограничения.

 

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

При этом амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей (п. 1 ст. 256 НК РФ).

В данном случае, если организация сможет подтвердить экономическую оправданность приобретения штор в кабинеты, то данные объекты основных средств будут являться амортизируемым имуществом и начисленную по ним амортизацию можно будет учесть в расходах, учитываемым при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для обоснования приобретения штор целесообразно оформить соответствующее распоряжение руководителя, в котором необходимо изложить цель приобретения.

Она может быть связана с обеспечением конфиденциальности проводимых совещаний и переговоров. Также, например, можно сослаться на Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03", введенные в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118 (далее - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Согласно п. 3.2 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 оконные проемы в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и другое.

Именно такое обоснование было признано судом как подтверждение правомерности включения затрат по приобретению жалюзи в состав расходов, уменьшающих доходы при исчислении налога на прибыль (постановление ФАС Московского округа от 01.06.2007 N КА-А40/4643-07)

Кроме того, как указывается в постановлении ФАС Московского округа от 18.11.2011 N Ф05-9584/11 по делу N А40-99335/2010 к затратам производственного назначения относятся не только затраты на приобретение имущества, непосредственно используемого в процессе производства, но и затраты на приобретение имущества, которое обеспечивает производственный процесс. Статья 264 НК РФ признает прочими расходами, связанными с производством и реализацией, расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом, в рассмотренной спорной налоговой ситуации, "... учитывая требования законодательства по обеспечению нормальных условий труда и трудового процесса, а также в соответствии с внутренним распорядком, учетной политикой налогоплательщика предусмотрено, что основные средства, улучшающие условия труда работников и необходимые для управленческих нужд, такие как, холодильники, печи СВЧ, электрокофеварки, электрочайники, телевизоры и т.д., а также основные средства, способствующие созданию имиджа Общества и необходимые для оформления интерьера офиса (ковры, картины и иные аналогичные средства) относятся к амортизируемому имуществу, используемому для извлечения дохода. Приобретение таких основных средств связано непосредственно с увеличением будущих экономических выгод..."

Кроме того, организация вправе сама решить, какие затраты ей необходимы для ведения деятельности. Конституционный Суд РФ в определении от 04.06.2007 N 320-О-П указал, что обоснованность расходов, уменьшающих полученные доходы в целях налогообложения прибыли, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности, закрепленного в ст. 8 Конституции РФ, налогоплательщик ведет деятельность самостоятельно на свой риск и только он вправе оценивать ее эффективность и целесообразность. Смотрите также определения КС РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 366-О-П.

Минфин России в письме от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95 разъяснил, что затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии соответствия их критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Смотрите также письмо Роструда от 11.03.2014 N 457-6-1.

При этом в письме Минфина России от 24.03.2014 N 03-03-06/2/12697 отмечается, что конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Согласно данной Классификации объекты основных средств на основании присвоенных им кодов ОКОФ распределяются по соответствующим амортизационным группам.

Код ОКОФ присваивается объекту основного средства в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359.

Однако в указанном классификаторе основных фондов не предусмотрен самостоятельный код, соответствующий светозащитному устройству типа занавеси, шторы. Полагаем, что этот вид изделия по своему назначению можно отнести к инвентарю хозяйственному (код ОКОФ - 16 0000000), т.е. предметам конторского и хозяйственного обзаведения, непосредственно не используемым в производственном процессе, или к группе прочих материальных основных фондов, не указанных в других группировках (код ОКОФ - 19 0009000).

Так как в Классификации ни один из упомянутых кодов не указан, то согласно п. 5 ст. 258 НК РФ срок полезного использования для рассматриваемых объектов основных средств устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Срок полезного использования будет зависеть от многих факторов: качества, материала, условий эксплуатации и т.д. Подразумевается, что в данном случае срок полезного использования составляет более 12 месяцев.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

13 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики