Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
28.11.2014
- Обязан ли работодатель при увольнении водителя выдавать ему смарт-карту (карту водителя) для цифрового тахографа и может ли работодатель удержать с работника стоимость этой карты?
Согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" оснащение транспортных средств техническими средствами контроля, обеспечивающими непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств (далее - тахографами), является обязанностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств.
Как следует из п. 2 Приложения N 1 к приказу Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (далее - Приложение к приказу N 36), в состав тахографа входят бортовое устройство и внешние компоненты. К внешним компонентам относится в том числе карта водителя (п. 4 Приложения к приказу N 36). Карта водителя обеспечивает идентификацию и аутентификацию водителя с использованием шифровальных (криптографических) средств, а также хранение данных о деятельности водителя. Карта водителя содержит информацию о его фамилии, имени, дате рождения, номере его водительского удостоверения и наименовании выдавшего его органа, фотографию водителя и прочее.
Следует отметить, что ни ТК РФ, ни Приказ N 36, ни Порядок выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21.05.2012 N 145 (далее - Порядок), не обязывают водителя, которому в период действия трудовых отношений с той или ной организацией была оформлена карта водителя, вернуть ее работодателю при увольнении. В п. 5 Порядка перечислены условия для выдачи карты водителя. Так, карта может быть выдана только тем водителям, которые в случае первичной выдачи карты на момент подачи заявления не имеют иной действующей карты водителя, выданной от имени РФ или другой договаривающейся стороной ЕСТР. Кроме того, этим пунктом предусмотрено, что лицу, претендующему на выдачу карты водителя, выдается только одна карта такого типа. В п. 10 Порядка говорится, что заявителем в случае обращения за выдачей карты водителя является физическое лицо, на которого оформляется карта (а не организация, в трудовых отношениях с которой он состоит). В заявлении водитель должен указывать, помимо прочего, номер ранее выданной карты; при этом перечислены всего два случая, когда этот номер необходимо сообщать - при выдаче карты в связи с истечением срока действия либо при выдаче карты в связи с ее заменой. Замена действующей карты водителя производится только в случае:
- когда срок действия карты истекает;
- наличия дефекта карты, делающего ее использование невозможным или при работы карты со сбоями;
- утери или кражи карты.
Как следует из п. 21 Порядка, даже замена водительского удостоверения в течение срока действия карты не является основанием для замены карты водителя. Карта, в отношении которой проведены процедуры замены, аннулируется, о чем делается отметка в реестре выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах. В случае утери или кражи карты аннулирование не производится (п. 27 Порядка). Срок действия карты, выдаваемой взамен старой, исчисляется с момента выдачи старой карты (п. 26 Порядка).
Анализ перечисленных нами норм позволяет нам сделать вывод о том, что карта водителя оформляется на физическое лицо, выдается именно ему, и именно он является ее владельцем (смотрите также абзац третий п. 23 Порядка, подп. 2 п. 4 Порядка ведения реестра выданных карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденного приказом Минтранса РФ от 21.05.2012 N 146). Также мы приходим к выводу о том, что по общему правилу в период срока действия карты водитель не может получить еще одну карту на свое имя. Исключения из этого правила предусмотрены самим Порядком. Однако Порядок не упоминает в качестве такого исключительного случая расторжение трудового договора с организацией, которая на момент выдачи карты состояла в трудовых отношениях с водителем. Следовательно, работодатель, удерживая у себя карту водителя при увольнении работника, лишит последнего возможности трудиться в дальнейшем в другой организации по должности водителя, поскольку оформление другой карты на него будет невозможно до окончания срока действия удержанной карты (или до ее утраты или кражи).
Обращаем Ваше внимание также на следующее. Как указано в п. 1 Порядка, документ разработан в том числе с учетом требований Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее - ЕСТР), подписанного в г. Женеве 1 июля 1970 г. Подпунктом "d" пункта 3 ст. 11 ЕСТР предусмотрено, что компетентный орган Договаривающейся стороны, выдающей карточку, должен по мере возможности убедиться в том, что лицо, подающее заявление на получение карточки водителя, не располагает такой действительной карточкой. Пунктом 4 ст. 11 ЕСТР установлено, что водитель может иметь только одну действительную карточку водителя. Ему разрешено пользоваться только своей собственной карточкой водителя. Он не должен пользоваться карточкой водителя, которая повреждена или срок действия которой истек. Карточка водителя выдается конкретному лицу. В течение официального срока ее действия она может быть изъята или ее действие может быть приостановлено по любым причинам только в том случае, если компетентный орган Договаривающейся стороны обнаружит, что карточка была подделана, либо водитель использует карточку, владельцем которой он не является, или что карточка была получена на основе ложных заявлений и (или) фальшивых документов. По нашему мнению, правовой статус карты водителя, о которой идет речь в Порядке, аналогичен статусу карточки водителя, используемой при применении тахографов в международных автомобильных перевозках.
Поскольку владельцем карточки водителя является сам водитель, по нашему мнению, действия работодателя по удержанию карты водителя в данном случае не являются правомерными. Кроме того, такие действия, на наш взгляд, лишены практического смысла. Ведь после того, как трудовые отношения с работником прекратятся, работодатель не сможет воспользоваться именным документом работника либо передать этот документ в пользование другим лицам (другим работникам). Неверно также было бы считать, что отказ работодателя от выдачи карты водителя может способствовать возмещению работником расходов, понесенных работодателем на получение такой карты. Во-первых, возможность реализации работодателем права требования возмещения работником расходов, понесенных на оформление того или иного официального документа на работника, не поставлено в зависимость от того, у кого именно находится оригинал документа. Во-вторых, мы считаем, что в случае судебного разбирательства такое требование работодателя вряд ли поддержит суд, поскольку именно на работодателей закон возлагает обязанность по оснащению транспортных средств, на которых осуществляют свою трудовую деятельность водители, тахометрами, в состав которых входят карты водителей. Иными словами, необходимость осуществления работодателем расходов на оформление карты водителя установлена законом, поэтому мы считаем, что о материальном ущербе, причиненном работодателю увольняющимся водителем, который отказался вернуть оформленную на него карту водителя, речь в данном случае идти не может.
В соответствии с частью первой ст. 137 ТК РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Указанный в вопросе случай не предусмотрен ни одним законодательным актом в области трудового права. Поэтому об удержании с заработной платы работника стоимости оформления на него карты водителя в данной ситуации также не может идти речь.
Обращаем Ваше внимание, что высказанная точка зрения является нашей экспертной позицией. Поскольку, к сожалению, какие-либо разъяснения компетентных органов или судебную практику нам обнаружить не удалось, рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями в государственный орган, уполномоченный для дачу таких разъяснений - Минтранс РФ по почте (109012, Москва, ул. Рождественка, д. 1, стр. 1) либо путем обращения в общественную приемную на официальном сайте ведомства (http://www.mintrans.ru/contacts/obshchestvennaya-priemnaya/reception/).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
11 ноября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним