Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.11.2014
ВОПРОС:
Дебиторская задолженность у бюджетного учреждения возникла в 2012 году в результате перечисления аванса сотруднице для оплаты проезда к месту отпуска и обратно. После окончания отпуска сотрудница на работу не вышла, при увольнении задолженность не удержана. Документов, подтверждающих факт проезда в отпуск, не представлено. Сейчас задолженность взыскать с неё невозможно по причине смерти. На основании каких документов можно признать безнадежной и списать с балансового учета как нереальную к взысканию задолженность в связи со смертью должника? С какой даты должен начаться отсчет исковой давности, если в рассматриваемой ситуации будет принято наследство?
ОТВЕТ:

По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения дебиторская задолженность учитывается на соответствующих балансовых счетах бухгалтерского учета.

В случае признания дебиторов неплатежеспособными (с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством, безнадежной, нереальной ко взысканию) дебиторская задолженность одновременно:

- списывается с балансового учета;

- отражается на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов".

Такое требование содержится в п. 339 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н. Оно согласуется с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете": на балансе организации госсектора подлежат отражению не все требования к юридическим и физическим лицам, а лишь те из них, которые относятся к активам.

При определении возможности отнесения конкретной задолженности к безнадежной в качестве достаточного основания может рассматриваться истечение срока исковой давности. Общий срок исковой давности, согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ, составляет три года.

Однако в рассматриваемом случае обязательство вытекает из трудовых отношений. В п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 отмечается, что в силу части первой ст. 232 ТК РФ обязанность работника возместить причиненный работодателю ущерб возникает в связи с трудовыми отношениями между ними, поэтому дела по спорам о материальной ответственности работника за ущерб, причиненный работодателю, в том числе в случае, когда ущерб причинен работником не при исполнении им трудовых обязанностей (п. 8 части первой ст. 243 ТК РФ), в соответствии со ст. 24 ГПК РФ рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции. Такие дела подлежат разрешению в соответствии с положениями раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" ТК РФ. По этим же правилам рассматриваются дела по искам работодателей, предъявленным после прекращения действия трудового договора, о возмещении ущерба, причиненного работником во время его действия, которые, как следует из части второй ст. 381 ТК РФ, являются индивидуальными трудовыми спорами.

Следовательно, в данном случае должен применяться срок, установленный частью второй ст. 392 ТК РФ, согласно которой работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.

Согласно п. 3 ст. 1175 ГК РФ кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам в пределах сроков исковой давности, установленных для соответствующих требований. При предъявлении требований кредиторами наследодателя срок исковой давности, установленный для соответствующих требований, не подлежит перерыву, приостановлению и восстановлению.

Иными словами, начало течения срока исковой давности связано с моментом неисполнения обязательства наследодателем, поскольку в случае смерти происходит замена лица в обязательстве. В соответствии со ст. 201 ГК РФ перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления. Поэтому ни моментом смерти, ни моментом принятия наследства этот срок не прерывается (не начинает течь заново) и не приостанавливается до момента принятия наследства.

Таким образом, отсчет исковой давности в рассматриваемой ситуации будет начинаться с момента обнаружения работодателем причиненного ущерба. Поскольку из вопроса следует, что дебиторская задолженность у бюджетного учреждения возникла в 2012 году, полагаем, что срок исковой давности в рассматриваемом случае истек. С момента смерти срок исковой давности не начинает течь заново.

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают единый порядок документального оформления госучреждениями операций по переводу нереальной ко взысканию дебиторской задолженности с балансового на забалансовый учет. Следовательно, такой порядок должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений (письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776). При этом должны учитываться соответствующие требования органов, осуществляющих в отношении учреждений функции и полномочия учредителей (главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов) (п. 339 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 18.12.2012 N 02-04-10/5225).

Так, например, при списании с баланса нереальной ко взысканию дебиторской задолженности могут оформляться:

1) решение профильной комиссии;

2) письменное обоснование решения о списании задолженности;

3) приказ (распоряжение) руководителя госучреждения о списании дебиторской задолженности;

4) Справка (форма 0504833).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:

- Энциклопедия решений. Отражение списания задолженности неплатежеспособных дебиторов в учете госучреждения;

- Энциклопедия решений. Списание госучреждением задолженности неплатежеспособных дебиторов (нереальной ко взысканию дебиторской задолженности)

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат юридических наук Кузьмина Анна

Ответ прошел контроль качества

10 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики