Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

01.12.2014
ВОПРОС:
Организация занимается разбором автомобилей, находится на общей системе налогообложения. Автомобиль разбирается на детали и узлы не сразу, а по мере необходимости и по мере получения заказов от покупателей. Некоторые детали продаются в сборе, а аналогичные другие детали могут разбираться на более мелкие детали. Цена на продаваемую продукцию устанавливается менеджерами в соотношении с ценой аналогичных новых деталей. Расходы, связанные с разборкой автомобиля, отражаются на счете 20 "Основное производство". Детали, полученные при разборке автомобиля, оцениваются по нормативной стоимости (учетным ценам). Автомобили приходуются на счет 10 "Материалы", полученные детали - на счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", потом на счет 43 "Готовая продукция".
Правильно ли организован бухгалтерский учет деятельности организации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок учета операций по разборке автомобиля на запчасти для их дальнейшей перепродажи, а также порядок определения стоимости таких деталей действующими нормами не утверждены. Поэтому организация должна самостоятельно разработать метод учета (в том числе и с использованием счетов 40 и 43) и метод расчета себестоимости и утвердить его в учетной политике.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации целесообразно вести учет без использования счетов 40 и 43, а учет деталей, полученных при разукомплектации автомобиля, вести на соответствующем субсчете счета 10 с учетом затрат на разукомплектацию (зарплата, материалы и т.п.). Готовая к реализации деталь должна быть отражена на счете 41 "Товары".

Обоснование вывода:
В рассматриваемом случае происходит разукомплектация автомобиля - разбор его на комплектующие. При этом особенностью в рассматриваемой ситуации является то, что разбор на комплектующие происходит постепенно - по мере появления заказов от покупателей. Кроме этого, нельзя заранее определить перечень комплектующих.
Необходимо отметить, что действующее законодательство РФ не содержит понятия "разукомплектация". На практике под разукомплектацией понимается разбор объекта, в состав которого входит комплекс предметов, на отдельные составляющие. Зачастую в результате разукомплектации исходный объект полностью списывается, а вместо него образуется несколько других объектов.
По нашему мнению, при разукомплектации автомобиля организация фактически не производит готовой продукции, а реализует бывшие в употреблении автомобильные запчасти.
Поскольку автомобиль приобретается не для использования его как основного средства, а для разукомплектации, то он принимается к учету в качестве запасов. Так, в соответствии с п. 2 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01) активы, используемые в качестве сырья, материалов и т.п. при производстве продукции, предназначенной для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), принимаются к учету в качестве материально-производственных запасов (далее - МПЗ).
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактической себестоимостью МПЗ, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ) (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01).
Таким образом, себестоимость автомобилей, приобретенных организацией для последующей разукомплектации, формируется исходя из сумм, уплачиваемых в соответствии с договором поставщику (продавцу), и затрат, непосредственно связанных с их приобретением (например, затраты на доставку и т.п.).
Таким образом, полагаем, что изначально приобретенный автомобиль должен быть учтен на счете 10 "Материалы".
Далее при поступлении заказа на конкретную деталь этого автомобиля необходимо осуществить операцию по подготовке этой детали: изъятие детали из автомобиля, промывка и т.п. То есть у организации возникают дополнительные расходы, связанные с изъятием заказанной детали из автомобиля.
Согласно п. 64 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, фактическая себестоимость материалов при их изготовлении силами организации определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных материалов. Учет и формирование затрат на производство материалов осуществляются организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции.
При этом, поскольку в рассматриваемой ситуации автомобиль разукомплектовывается по мере поступления заказов на конкретные детали, то определить заранее, на какие конкретно детали он будет разобран, невозможно. Исходя из этого, по нашему мнению, организация может определять цену каждой конкретной детали непосредственно при поступлении заказа и ее изъятии из автомобиля.
При этом выбор варианта определения цены изымаемых деталей принадлежит организации. Например, можно устанавливать цену в процентах от стоимости разбираемого автомобиля. Такой вариант определения цены деталей, получаемых при разукомплектации автомобиля, по нашему мнению, наиболее предпочтителен.
Конкретный порядок учета операций по разукомплектации законодательно не утвержден. Организация должна самостоятельно разработать и утвердить такой порядок в своей учетной политике.
По нашему мнению, детали, полученные в ходе такой операции, должны отражаться на счете 10. При этом организация может вести аналитический учет на данном счете в разрезе деталей, находящихся в процессе изъятия и изъятых деталей.
При этом расходы, непосредственно связанные с "вычленением" детали из автомобиля, учитываются на счете 20 "Основное производство".
Рассмотрим на конкретном примере порядок бухгалтерского учета операции по разукомплектации автомобиля для реализации полученных деталей:
1. Приобретен автомобиль, предназначенный для разукомплектации:
Дебет 10, субсчет "Автомобиль для разукомплектации" Кредит 60
- 100 000 руб. - приобретен автомобиль, подлежащий разборке;
Дебет 19 Кредит 60
- 18 000 руб. - учтен НДС по приобретенному автомобилю;
Дебет 68, субсчет "НДС" Кредит 19
- 18 000 руб. - НДС принят к вычету.
2. При получении заказа на конкретные детали отражается "вычленение" стоимости этих деталей из автомобиля. При этом стоимость деталей может быть определена по учетной цене, например, в процентном отношении от стоимости автомобиля.
Дебет 10, субсчет "Детали от разукомплектации" Кредит 10, субсчет "Автомобиль для разукомплектации"
- 20 000 руб. (20% х 100 000 руб.) - выделена стоимость детали А, полученной при разукомплектации автомобиля;
Дебет 10, субсчет "Детали от разукомплектации" Кредит 10, субсчет "Автомобиль для разукомплектации"
- 15 000 руб. (15% х 100 000 руб.) - выделена стоимость детали Б, полученной при разукомплектации автомобиля.
Отражены расходы, связанные с изъятием заказанных деталей А и Б из автомобиля:
Дебет 20 Кредит 70, 69, 02 и т.д.
- 2000 руб. - отражены расходы, понесенные при изъятии детали А;
Дебет 20 Кредит 70, 69, 02 и т.д.
- 1500 руб. - отражены расходы, понесенные при изъятии детали Б.
Расходы, связанные с разукомплектацией автомобиля, отнесены на себестоимость деталей:
Дебет 10, субсчет "Детали от разукомплектации" Кредит 20
- 2000 руб. - в стоимость детали А включены прямые расходы;
Дебет 10, субсчет "Детали от разукомплектации" Кредит 20
- 1500 руб. - в стоимость детали Б включены прямые расходы.
3. Поскольку детали предназначены для продажи, их необходимо отразить на счете 41, субсчет "Товары в розничной торговле", по фактической себестоимости:
Дебет 41, субсчет "Товары в розничной торговле" Кредит 10, субсчет "Детали от разукомплектации"
- 22 000 руб. (20 000 руб. + 2000 руб.) - заказанная деталь А учтена в составе товаров;
Дебет 41, субсчет "Товары в розничной торговле" Кредит 10, субсчет "Детали от разукомплектации"
- 16 500 руб. (15 000 руб. + 1500 руб.) - заказанная деталь Б учтена в составе товаров.
4. Полученные при разукомплектации детали А и Б реализованы по цене 30 000 руб. и 28 000 руб. соответственно. Отражение реализации полученных после разборки деталей происходит в обычном порядке:
Дебет 90 Кредит 41
- 38 500 руб. (22 000 руб. + 16 500 руб.) - списана себестоимость реализованных деталей;
Дебет 62 Кредит 90
- 58 000 руб. (30 000 руб. + 28 000 руб.) - отражен доход, полученный при реализации деталей.
Дебет счета 90, субсчет "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68, субсчет "НДС"
- 8847 руб. - отражена сумма НДС, начисленная с выручки от реализации товара.
5. После принятия решения о нецелесообразности дальнейшей разукомплектации автомобиля его остаточная стоимость списывается на прочие расходы, поскольку он уже не может быть признан активом (не способен приносить доход):
Дебет 91 Кредит 10, субсчет "Автомобиль для разукомплектации"
- 61 500 руб. (100 000 руб. (покупная стоимость автомобиля) - 38 500 руб. (стоимость изъятых деталей)) - списана оставшаяся часть автомобиля.
При этом остатки автомобиля можно реализовать организациям, осуществляющим деятельность по заготовке лома и отходов.
Отметим, что согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, содержащим обязательные реквизиты, установленные частью 2 названного закона.
Организация, в силу п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", вправе самостоятельно разработать и утвердить форму документов для оформления операции по разукомплектации автомобиля. При этом разработанная форма первичного документа должна содержать все необходимые реквизиты, поименованные в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Ткач Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Королева Елена

14 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики