Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
03.12.2014
- В бюджетном учреждении профильными специалистами выявлены углекислотные огнетушители с истекшими сроками службы. Огнетушители находятся в заряженном состоянии. Перезарядка данных огнетушителей не осуществлялась. В учреждении нет специалистов, которые могут осуществить разрядку огнетушителя и последующую его утилизацию.
Какими документами следует оформить списание и утилизацию углекислотных огнетушителей?
Нужно ли разрешение Государственной противопожарной службы на уничтожение огнетушителей?
Каков порядок списания и утилизации углекислотных огнетушителей в бюджетных учреждениях?
В соответствии с п. 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, руководитель организации обязан обеспечить объект огнетушителями согласно установленным нормам. При этом огнетушители должны иметь соответствующие сертификаты.
Использование на защищаемом объекте огнетушителей и зарядов к ним, не имеющим сертификат пожарной безопасности, недопустимо (п. 5.27 Норм пожарной безопасности НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 31.12.1997 N 84).
Огнетушители, введенные в эксплуатацию, должны подвергаться техническому обслуживанию, которое обеспечивает поддержание огнетушителей в постоянной готовности к использованию и надежную работу всех узлов огнетушителя в течение всего срока эксплуатации. Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей (п. 4.3.1 Свода правил СП 9.13130.2009 "Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утвержденного приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 179).
Организации или предприятия, осуществляющие техническое обслуживание огнетушителей, должны иметь лицензию Государственной противопожарной службы на проведение работ данного вида (п. 9.1 Норм НПБ 166-97).
Конкретных требований, регламентирующих получение разрешения органов Государственной противопожарной службы на уничтожение огнетушителей, на законодательном уровне не установлено.
По общему правилу огнетушители принимаются в бюджетном учреждении к учету в составе основных средств.
Напомним, что условия отнесения конкретных видов имущества к объектам основных средств приведены в п.п. 38, 39, 41 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Подготовка и принятие решения о списании имущества осуществляются профильной комиссией учреждения, действующей на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н).
Итогом работы комиссии являются оформленные в установленном порядке и подписанные членами комиссии Акты о списании объектов имущества, которые подлежат утверждению, а также согласованию в определенных действующими нормативными правовыми актами случаях.
Согласно требованиям п. 51 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств осуществляется по завершению мероприятий (в том числе уничтожения, утилизации), предусмотренных при принятии решения о списании объекта основных средств по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе по основанию морального и физического износа объекта основных средств, нецелесообразности дальнейшего использования объекта основных средств, его непригодности, невозможности или неэффективности его восстановления.
При этом в силу п. 52 Инструкции N 157н отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств допускается только после наступления следующих событий:
- утверждения руководителем учреждения решения о списании (выбытии) объекта основного средства, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - при наличии согласования этого решения с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и (или) собственника имущества;
- реализации мероприятий, предусмотренных Актом о списании.
Формы первичных документов (Актов о списании), используемых бюджетными учреждениями для отражения в учете выбытия объекта основных средств, перечислены в п. 12 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н).
В то же время стоимость огнетушителей, может не превышать 3000 рублей. В соответствии с положениями п. 373 Инструкции N 157н учет находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением, осуществляется за балансом на счете 21 "Основные средства стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации".
Этим же пунктом предусмотрено, что выбытие объектов основных средств с забалансового учета, в том числе в связи с выявлением порчи, хищений, недостачи и (или) принятия решения о их списании (уничтожении), производится на основании Акта (Акта приема-передачи, Акта о списании) по стоимости, по которой объекты были приняты к забалансовому учету.
При этом указаний о применении конкретной формы акта о списании объектов основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно ни Инструкция N 157н, ни Инструкция N 174н не содержат.
В этой связи напомним, что согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н.
Таким образом, учреждению в составе учетной политики следует закрепить форму акта, применяемую для списания основных средств стоимостью до 3000 рублей включительно. Указанная форма может быть как унифицированной, так и самостоятельно разработанной в учреждении с содержанием обязательных реквизитов первичного учетного документа.
Если огнетушители учитываются учреждением в качестве материальных запасов, в соответствии с п. 114 Инструкции N 157н операции по их выбытию (в том числе по основанию списания) должны оформляться на основании надлежаще оформленных первичных (сводных) учетных документов, перечисленных в п. 36 Инструкции N 174н.
Иными словами, списание с учета огнетушителей бюджетного учреждения следует осуществлять в соответствии с требованиями положений Инструкции N 157н на основании соответствующих Актов о списании.
При этом с учетом специфики рассматриваемых нефинансовых активов в акте на списание в обязательном порядке в качестве мероприятия, предусматривающего дальнейшую судьбу списываемых огнетушителей, должно быть предусмотрено мероприятие по их уничтожению.
Факт реализации мероприятий, предусмотренных Акт о списании, должен быть подтвержден соответствующими первичными документами.
Законодательство в настоящее время не содержит четких указаний о наличии и виде первичных документов, подтверждающих факт утилизации или уничтожения имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетного учреждения. Вместе с тем согласно п. 6 Инструкции N 157н субъект учета вправе локальными нормативными актами, устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета, утверждать формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены обязательные для их оформления формы документов. При этом утвержденные субъектом учета формы документов должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н.
Иными словами, в учетной политике бюджетного учреждения целесообразно предусмотреть первичные документы, применяемые при утилизации или уничтожении нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении бюджетного учреждения, в том числе и при привлечении сторонних организаций. Наличие подобных документов позволит подтвердить факты утилизации или уничтожения имущества в ходе различных проверок, а также в случае возникновения спорных ситуаций.
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать следующие выводы:
- списание огнетушителей, как нефинансовых активов учреждения, необходимо оформить на основании соответствующих Актов о списании;
- факты проведения уничтожения (утилизации) огнетушителей могут быть подтверждены как актами об уничтожении (утилизации) имущества (в случае осуществления уничтожения (утилизации) собственными силами), так и актами об их передаче на уничтожение (утилизацию), оформленными к договору уничтожения (утилизации) со специализированной организацией. Такой договор может быть заключен в том числе и с организацией или предприятием, осуществляющими техническое обслуживание огнетушителей и имеющими лицензию Государственной противопожарной службы на проведение указанных работ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
14 ноября 2014 г.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним