Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

08.12.2014
ВОПРОС:
Компания реорганизуется из ЗАО в ООО.
На какую дату необходимо подписать бухгалтерскую отчетность?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Реорганизуемое ЗАО составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации ООО.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 57 ГК РФ преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо - прекратившим свою деятельность.
На основании части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации. Таким образом, в рассматриваемой ситуации последним отчетным годом для ЗАО является период с 01.01.2014 до даты государственной регистрации ООО.
На основании части 3 ст. 16 Закона N 402-ФЗ реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (в рассматриваемом случае - ООО).
В соответствии с п. 8, п. 9 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней устанавливают федеральные стандарты.
Однако в настоящее время соответствующие федеральные стандарты отсутствуют, в связи с чем до их утверждения применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные до 1 января 2013 года (ч. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ).
Пунктом 9 Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н (далее - Методические Указания), определено, что заключительная бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (далее - ПБУ 4/99) и приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, принятых ранее организацией.
В общем случае годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации состоит из (ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ, п. 5 ПБУ 4/99, п.п. 1, 2, 4 Приказа N 66н):
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах (о прибылях и убытках);
- приложений к ним:
а) отчета об изменениях капитала;
б) отчета о движении денежных средств;
в) отчета о целевом использовании полученных средств;
- иных пояснений.
Финансовое положение реорганизуемой организации по состоянию на отчетную дату характеризует бухгалтерский баланс, а финансовые результаты за отчетный период отражаются в отчете о финансовых результатах (о прибылях и убытках) (пп. 18, 21 ПБУ 4/99).
Кроме того, п. 47 Методических указаний предусмотрено, что информация о проведенной реорганизации и прекращении деятельности организации может быть раскрыта в пояснениях к заключительной бухгалтерской отчетности организации, прекратившей свое существование.
Таким образом, заключительная бухгалтерская отчетность должна состоять, как минимум, из:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств);
- необходимых пояснений.
Отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств составляются теми реорганизуемыми организациями, которые и ранее в обязательном порядке формировали указанные приложения в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Исходя из пп. "б" п. 6 Приказа N 66н организациями, являющимися субъектами малого предпринимательства, данные отчеты могут включаться в состав последней бухгалтерской отчетности по необходимости (в случае, если они содержат информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения прекращающей деятельность организации или финансовых результатов её деятельности).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерская отчетность при реорганизации (ликвидации) юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий

Ответ прошел контроль качества

21 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики