Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
08.12.2014
- Может ли иностранная организация, не имеющая представительства на территории РФ, принять участие в открытом конкурсе, проводимом на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ? Какой пакет документов необходимо представить для участия в таком конкурсе?
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) участником закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Полагаем, что указание о возможности участия независимо от "места нахождения и места происхождения капитала" означает возможность участия в закупке в том числе иностранных юридических лиц.
Кроме того, ряд норм Закона N 44-ФЗ прямо указывают на возможность участия в закупке, в том числе осуществляемой путем проведения открытого конкурса, иностранных лиц (смотрите, например, пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51, п.п. 2, 6 ч. 2 ст. 61, п.п. 3, 4 ч. 2 ст. 62, п. 1 ч. 5 ст. 66 этого федерального закона).
Закон N 44-ФЗ не содержит норм, обуславливающих участие иностранных юридических лиц в закупке наличием у них представительства на территории России. Обратим внимание, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ. Пунктом 1 ст. 2 ГК РФ предусмотрено, что правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Следовательно, иностранные юридические лица наряду с юридическими лицами, зарегистрированными в соответствии с законодательством РФ, являются участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством (в том числе договорных обязательств), вправе приобретать и осуществлять свои гражданские права своей волей и в своем интересе, свободно устанавливать свои права и обязанности на основе договора и определять любые не противоречащие законодательству условия договора (п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 2 ГК РФ). На наличие у иностранных организаций таких правомочий указывает и судебная практика. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 12.12.2013 N Ф05-13422/13 подчеркнул, что иностранные юридические лица вправе осуществлять в пределах российской юрисдикции предпринимательскую деятельность, регулируемую гражданским законодательством, по тем же правилам, которые установлены этим законодательством для российских юридических лиц, то есть они могут приобретать те же права и нести те же обязанности, что и российские участники соответствующих отношений. В пределах своей правоспособности, установленной по личному закону, иностранное юридическое лицо может приобретать гражданские права и нести обязанности, регулируемые российским правом.
Гражданские права, в том числе осуществляемые иностранными юридическими лицами, могут быть ограничены только на основании федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК РФ, смотрите также определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 09.01.2001 N 51-Г00-17). Гражданское законодательство не обуславливает возможность осуществления иностранными организациями предпринимательской деятельности на территории РФ открытием филиала или представительства в России. Помимо прочего, возможность участия в закупках иностранных юридических лиц, независимо от наличия у них представительства или иного обособленного подразделения в РФ, следует из ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, предусматривающей перечень информации и документов об участнике открытого конкурса, подаваемых в составе заявки на участие в таком конкурсе. Документы, подтверждающие создание (аккредитацию) в РФ представительства иностранного юридического лица, являющегося участником закупки, в перечне не содержатся. Между тем ч. 5 ст. 51 Закона N 44-ФЗ запрещает заказчику требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 той же статьи.
Таким образом, иностранное юридическое лицо, не имеющее представительства на территории РФ, не лишено права участвовать в закупке, осуществляемой путем проведения открытого конкурса. Перечень информации и документов, которые должны содержаться в заявке на участие открытом конкурсе, определен ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ. Особенностью, связанной со статусом иностранного юридического лица, при этом является то обстоятельство, что в составе документов иностранная компания предоставляет не выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально засвидетельствованную копию такой выписки, а надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации такого юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). В остальном предоставляемые иностранной организацией информация и документы соответствуют общему перечню, предусмотренному для участников открытого конкурса ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
19 ноября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним