Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

09.12.2014
ВОПРОС:
Организация сняла с расчетного счета наличные деньги на хозяйственные нужды. Денежные средства были выданы работникам под отчет. Банк требует представить авансовый отчет в течение 5 дней с момента снятия денежных средств. Организация представила расходно-кассовый ордер, свидетельствующий о выдаче денежных средств под отчет. Но банк требует именно авансовые отчеты, что невозможно, так как денежные средства выданы на срок более 5 дней и работники еще не успели представить авансовые отчеты.
Существует ли обязанность отчитываться в те сроки, в какие требует банк? На основании какого документа банк имеет право требовать представления авансовых отчетов?
ОТВЕТ:

В настоящее время на территории РФ порядок ведения кассовых операций юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У).
Указание N 3210-У, в отличие от применявшегося до 01.01.2012 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета Директоров ЦБР 22.09.1993 N 40, не содержит положений о том, что банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций*(1).
Также в настоящее время отменена и административная ответственность должностных лиц банков за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций, которая была предусмотрена ст. 15.2 КоАП РФ.
Иные нормативно-правовые акты РФ также не предусматривают обязанности банков производить контроль за соблюдением организациями и предпринимателями правил ведения кассовых операций. Таким образом, на сегодняшний день обязанность банков проверять кассовую дисциплину отменена.
Поэтому, если указанный в тексте вопроса первичный документ (авансовый отчет) запрошен банком для проведения проверки порядка ведения кассовых операций, то данное требование неправомерно.
Вместе с тем не исключено, что требование обслуживающего банка о предоставлении первичных документов может быть связано с выполнением обязанностей, возложенных на организации, осуществляющие операции с денежными средствами, Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Так, например, в соответствии со ст. 6 Закона N 115-ФЗ подлежат обязательному контролю операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 рублей и по своему характеру операции относятся к одному из видов, перечисленных в данной статье. В частности, обязательному контролю подлежат операции по снятию со счета или зачислению на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности.
Отметим, что Закон N 115-ФЗ не расшифровывает, какие именно контрольные мероприятия проводятся в этом случае, также нормы Закона N 115-ФЗ и иные законодательные акты не содержат конкретных перечней документов, которые может запросить орган контроля в рамках подобных мероприятий.
Кроме того, полагаем, что банк может запросить у организации (ИП) авансовые отчеты и любые иные документы в том случае, если обязанность предоставления этих документов по требованию банка закреплена договором банковского счета.
Как Вами справедливо отмечено, авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами подотчетное лицо обязано предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру (при их отсутствии - руководителю) в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, или со дня выхода на работу (п. 6.3 Указания N 3210-У). При этом максимальный срок выдачи наличности под отчет ни одним нормативным правовым актом не установлен.
Соответственно, если срок, на который денежные средства выданы сотруднику под отчет, не истек, то в силу прямого указания нормативного акта авансовый отчет подотчетным лицом не составляется. Следовательно, в банк он никак представлен быть не может, при этом не имеет значения, на каких законодательных нормах основано требование банка такой отчет предоставить.
Поэтому, если требование банка по предоставлению авансовых отчетов связано с выполнением требований Закона N 115-ФЗ или обусловлено положениями договора банковского счета, полагаем, что в банк в ответ на данное требование следует представить письменные пояснения со ссылкой на процитированный выше п. 6.3 Указания N 3210-У. К таким пояснениям можно также приложить копии локальных актов, устанавливающих на предприятии срок, на который выдаются денежные средства под отчет, а также соответствующие заявления подотчетных лиц, помимо этого, можно приложить копию кассовой книги, из которой будет видно, что в настоящий момент подотчетные средства не возвращены и не истрачены на цели, на которые они выдавались.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

20 ноября 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Не содержалось таких норм и в Положении Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации", которое действовало с 01.01.2012 до 01.06.2014.

Все консультации данной рубрики