Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
12.12.2014
- На предприятии бухгалтерский учет ведется главным бухгалтером, но обособленное подразделение расположено удаленно от центрального офиса, где находится главный бухгалтер. В обособленном подразделении организации нет кассира и бухгалтера, присутствует только управляющий. Обособленное подразделение принимает наличные деньги в кассу, не выделено на отдельный баланс, не имеет расчетного счета.
Кто может подписывать кассовые документы в обособленном подразделении? Каковы особенности ведения кассовых операций в обособленном подразделении?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В обособленном подразделении документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом. В качестве уполномоченного представителя может выступать любой сотрудник организации (в том числе управляющий ОП), назначенный соответствующим распорядительным документом (например приказом) головной организации.
Обоснование вывода:
С 1 июня 2014 года при ведении кассовых операций применяется Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У).
Понятие "обособленное подразделение" (ОП), используемое для целей применения Указания N 3210-У, приведено в абзаце 4 п. 2 Указания N 3210-У, согласно которому под обособленным подразделением понимается подразделение юридического лица, по месту нахождения которого оборудуется обособленное рабочее место (рабочие места).
Пунктом 3 Указания N 3210-У установлено, что уполномоченный представитель обособленного подразделения может в порядке, установленном юридическим лицом, сдавать наличные деньги в кассу юридического лица, или в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
Понятие "уполномоченный представитель" Указанием N 3210-У не разъясняется. Однако п. 4 Указания N 3210-У определено, что кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель)*(1) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись. Кроме того, п. 14 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) установлено, что руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (пп.пп. 6, 7 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Таким образом, документы, оформляющие операции с денежной наличностью, могут подписываться уполномоченным на то лицом, в целях применения Указания N 3210-У такое лицо будет признаваться кассиром. В качестве уполномоченного представителя может выступать любое лицо (в том числе управляющий ОП), являющееся сотрудником организации и назначенное соответствующим распорядительным документом (например приказом) головной организации. Таким образом, руководитель юридического лица вправе возложить все обязанности по оформлению кассовых документов в ОП на управляющего ОП.
К сведению:
1. Как было сказано, для обособленного подразделения, принимающего в кассу наличные денежные средства, головной организацией может быть установлен (приказом или иным распорядительным документом) один из двух порядков действий:
- сдавать наличность в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, для зачисления на счет юридического лица;
- сдавать наличность в кассу головной организации.
От выбранного способа действий будет зависеть порядок установления лимита остатка кассы для ОП. В первом случае (при сдаче денег в банк) обособленному подразделению устанавливается отдельный (собственный) лимит остатка денежных средств в кассе. Причем установление данного лимита осуществляется не самим подразделением, а руководителем головной организации, который издает соответствующий распорядительный документ (приказ). Отдельный экземпляр такого документа направляется в подразделение (абзац 6 п. 2 Указания N 3210-У). Лимит рассчитывается по общим правилам, приведенным в Приложении к Указанию N 3210-У (далее - Приложение)*(2). Во втором случае (деньги сдаются в кассу головной организации), как следует из формулировки абзаца 5 п. 2 Указания N 3210-У, обособленному подразделению также должен быть установлен собственный лимит остатка средств в кассе. Но порядок его расчета - иной: сначала головная организация рассчитывает общий лимит для себя и с учетом имеющихся у нее подразделений (без учета тех, которые сдают наличность в банк). А затем из этого общего лимита выделяются лимиты для конкретных подразделений. Причем порядок такого "выделения" не прописан, поэтому, по нашему мнению, организация может установить его самостоятельно, например, можно использовать формулу, по которой рассчитывался общий лимит, или установить лимит для каждого подразделения произвольно. Важно, что, как и в первом случае (при сдаче подразделением наличных в банк), экземпляр распорядительного документа об установлении обособленному подразделению лимита остатка наличных денег должен быть направлен в подразделение (абзац 6 п. 2 Указания N 3210-У)
2. Каждое обособленное подразделение, в котором ведутся кассовые операции, независимо от того, сдает оно денежную наличность в банк или в головную организацию, должно вести собственную кассовую книгу. Отметим, что в Указании N 3210-У данное требование напрямую не закреплено, однако оно вытекает из общего порядка учета денежной наличности, предполагающего внесение в кассовую книгу записей о каждом факте приема и выдачи наличности (абзац третий подп. 4.6 п. 4 Указания N 3210-У). Содержится это требование и в письме Банка России от 04.05.2012 N 29-1-1-6/3255, разъясняющем аналогичные нормы Положения Банка России от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (действовало до введения в действие Указания N 3210-У, в настоящее время утратило силу).
Абзацем 7 подп. 4.6 п. 4 Указания N 3210-У закреплено, что обособленные подразделения передают в головную организацию копию листа кассовой книги. Порядок передачи, включая сроки, устанавливается самим юридическим лицом с учетом срока составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обратите внимание! Совершенно необязательно передавать копию листа ежедневно, нужно зафиксировать порядок передачи также в специальном документе - приказе или включить его в учетную политику организации. Каких-либо требований к этому порядку Указание N 3210-У не содержит.
3. Прием в кассу юридического лица наличных денег, сдаваемых обособленным подразделением, и выдача обособленному подразделению наличных денег, необходимых для проведения кассовых операций, производится по приходным и расходным кассовым ордерам. Порядок приема и выдачи денег устанавливается самим юридическим лицом (подп. 5.3 п. 5, подп. 6.4 п. 6 Указания N 3210-У). Иначе говоря, приходные и расходные ордера следует оформлять в момент фактического получения и выдачи денег.
Иных особенностей ведения кассовых операций ОП Указание N 3210-У не содержит.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
25 ноября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Обратите внимание! Под "руководителем" в Указании N 3210-У понимается не только руководитель организации (единоличный исполнительный орган юридического лица - директор, генеральный директор и т.п.), но и иное уполномоченное лицо. Ни в Указании N 3210-У, ни в каких-либо других документах Банка России не разъясняется, кто вправе его уполномочить на выполнение функций руководителя и каким документом это должно оформляться. Полагаем, что наделить другое лицо полномочиями руководителя вправе сам руководитель (передача полномочий должна быть оформлена приказом или доверенностью). Отметим, что в данном случае речь идет только о полномочиях, связанных с ведением кассовых операций (назначение работника, проводящего кассовые операции, подписание заявления о выдаче наличных денег под отчет, организация хранения кассовых документов и т.д.), а не о передаче всех полномочий по управлению организацией.
*(2) Согласно данному Приложению лимит остатка наличных денег рассчитывается юридическим лицом исходя из объема поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (п. 1 Приложения) или исходя из объема выдач наличных денег (п. 2 Приложения).
Обратите внимание! Наличие или отсутствие у обособленного подразделения банковского счета, открытого для совершения операций этого подразделения, роли не играет. Ключевое значение имеет именно факт сдачи подразделением наличности в банк на расчетный счет, открытый юридическому лицу.
Напомним, что независимо от функций и полномочий, предоставленных юридическим лицом своему обособленному подразделению, оно не является юридическим лицом (ст.ст. 48-50 ГК РФ) и не может рассматриваться как самостоятельный субъект гражданских правоотношений, в том числе стороной договора. Поэтому подразделение не может являться и клиентом (владельцем счета) по договору банковского счета (глава 45 ГК РФ). Расчетный счет, используемый для расчетов обособленным подразделением, является счетом юридического лица.
То есть подразделение может сдавать деньги как на счет, открытый специально для него, так и на любой другой счет, открытый юридическому лицу (счет головной организации или, например, счет иного обособленного подразделения). И в том, и в другом случае подразделению будет устанавливаться отдельный, "собственный" лимит остатка наличных денежных средств.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним