Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
17.12.2014
- Торговая компания по договору поставки покупает товар у поставщика на его складе, затем этот же товар торговая компания поставляет покупателю путем отгрузки со склада своего поставщика.
Как правильно заполнить товарные накладные ТОРГ-12 в первом и втором случаях?
Какие печати и подписи должны быть в них проставлены?
Статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что каждый факт хозяйственной жизни (в том числе отгрузка товара) подлежит оформлению первичным учетным документом*(1).
Для оформления продажи (отпуска) товара продавцом покупателю может применяться товарная накладная формы ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132. Этим же постановлением утверждены и Указания по ее заполнению (далее - Указания), достаточно скупо определяющие правила оформления этого документа.
В частности, Указаниями (как, впрочем, и каким-либо другим нормативным документом) не определен порядок заполнения товарной накладной в случае, когда поставщик и грузоотправитель являются разными лицами и товар следует в адрес грузополучателя "транзитом"*(2).
По нашему мнению, в этом случае необходимо исходить прежде всего из содержания и целей осуществляемых в рамках договоров действий сторон. При этом необходимо учитывать, что данные первичных документов, составляемых при совершении хозяйственных операций, должны соответствовать фактическим обстоятельствам (постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2005 N 4047/05).
Согласно Указаниям товарная накладная формы ТОРГ-12 составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остаётся в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.
ГК РФ связывает момент возникновения права собственности у приобретателя по договору с моментом передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 223 ГК РФ). Передачей вещи признается ее вручение приобретателю либо сдача перевозчику для отправки приобретателю (или в организацию связи для пересылки). Вручением считается фактическое поступление вещи во владение приобретателя или указанного им лица (ст. 224 ГК РФ).
В отношениях купли-продажи (поставки) обязанность передать покупателю товар возлагается на продавца (поставщика) (ст.ст. 454, 456, 506, 509 ГК РФ). Именно продавец при переходе права собственности на товар к покупателю должен осуществить списание переданных товарно-материальных ценностей в своем бухгалтерском учете.
Под грузоотправителем (грузополучателем) применительно к оформлению счетов-фактур при реализации товаров следует понимать организацию (ее структурное подразделение) или индивидуального предпринимателя, со склада (на склад) которых осуществляется фактическая отгрузка (приемка) товаров независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка данных товаров (письмо Минфина России от 10.08.2005 N 03-04-11/202).
Также в письме УФНС России по г. Москве от 23.01.2008 N 19-11/005123 разъяснено, что указания наименований грузоотправителя и грузополучателя в счете-фактуре должны соответствовать условиям договора поставки товара (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 20.03.2008 N 19-11/026593, от 28.06.2010 N 16-15/067452).
Данные о грузоотправителе (грузополучателе), отражаемые в счете-фактуре, должны соответствовать аналогичным данным, отраженным в товарной накладной (смотрите, например, письмо ФНС России от 21.01.2010 N 3-1-11/22).
Согласно п. 2.1.2 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар, и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя.
Таким образом, при указанных в вопросе условиях у торговой организации должны быть оформлены две товарных накладных по форме ТОРГ-12 (на приобретение и на реализацию товара).
Накладная ТОРГ-12 на приобретение товара заполняется следующим образом:
- грузоотправитель товара - поставщик торговой организации (в строке "Отпуск разрешил" и "Отпуск груза произвел" представители поставщика проставляют свои подписи);
- продавец товара - поставщик торговой организации;
- грузополучатель товара - торговая организация (представитель тороговой организации проставляет свою подпись в строке "Груз получил грузополучатель");
- плательщик - торговая организация, не имеющая собственного склада (в строке "Груз принял" свою подпись проставляет представитель торговой организации).
В строке "Основание" указывается договор поставки торговой организации с первоначальным поставщиком.
В накладной ТОРГ-12 на реализацию товара должны быть указаны:
- грузоотправитель товара - поставщик торговой организации (в строке "Отпуск груза произвел" представитель поставщика проставляет свою подпись);
- продавец товара - торговая организация (в строке "Отпуск разрешил" представитель торговой организации проставляет свою подпись);
- грузополучатель товара - конечный покупатель (представитель покупателя проставляет свою подпись в строке "Груз получил грузополучатель");
- плательщик - конечный покупатель (в строке "Груз принял" свою подпись проставляет представитель конечного покупателя).
В строке "Основание" указывается договор торговой организации с покупателем (конечным потребителем).
Отметим, что в Указаниях не содержится требования об обязательном наличии оттиска печати, однако на то, что печать должна быть, указывает аббревиатура "М.П." (место печати) в самой форме ТОРГ-12 для заполнения как со стороны продавца, так и со стороны получателя товаров. Следовательно, одним из условий надлежащего заполнения ТОРГ-12 является наличие оттиска печатей организаций - сторон соответствующего договора поставки.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
26 ноября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Использование большинства унифицированных форм первичных учетных документов (в том числе и товарной накладной по форме N ТОРГ-12) с 1 января 2013 года для не относящихся к бюджетному сектору организаций не является обязательным. С указанной даты каждая организация самостоятельно разрабатывает и утверждает формы первичных учетных документов. В качестве первичных можно утвердить как формы первичных документов федеральных органов исполнительной власти, которыми организации пользовались ранее, так и формы, разработанные самостоятельно.
*(2) Стороны договора могут согласовать порядок оформления товарных накладных в договоре поставки (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2008 N 07АП-3641/08).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним