Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
17.12.2014
- Сотрудниками бюджетного учреждения в служебных целях используются личные вещи (предметы): электрочайники, стулья и другие. При увольнении сотрудник забирает свое имущество. Никакими документами до настоящего времени такое использование не оформлялось.
Необходимо ли оформлять учет имущества сотрудников (поступление, выбытие, использование)? Если да, то по какой стоимости и какими документами?
По общему правилу на балансе бюджетного учреждения учитываются только те материальные ценности, которые закреплены за ним на праве оперативного управления (п.п. 38, 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н)). Материальные ценности, находящиеся у учреждения, но не закрепленные за ним на праве оперативного управления, учитываются на забалансовых счетах в соответствии с абзацем 1 п. 332 Инструкции N 157н. В частности, на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" учитываются объекты движимого и недвижимого имущества, полученные бюджетным учреждением в пользование (п. 333 Инструкции N 157н).
Учреждение вправе самостоятельно решить вопрос о необходимости и формах учета личного имущества, находящегося в учреждении. Однако в целях обеспечения сохранности данного имущества и во избежание нахождения неучтенных объектов основных средств при проведении инвентаризации или ревизии рекомендуем вести забалансовый учет имущества, принадлежащего работникам и находящегося в учреждении.
Личное имущество работников, необходимое для осуществления деятельности учреждения, может учитываться на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".
Его движение (поступление, перемещение, списание) должно документироваться первичными документами установленных типовых форм или форм, самостоятельно разработанных учреждением (например актами приема-передачи, накладными, ведомостями) с соблюдением требований п. 7 Инструкции N 157н. На это имущество распространяются все требования бухгалтерского учета - документальное оформление материальной ответственности кладовщиков и иных материально ответственных лиц, проведение инвентаризаций, обеспечение надлежащих условий хранения и экономного использования и т.п.
В соответствии со ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Таким образом, при использовании личных вещей сотрудников с последними могут быть оформлены соответствующие договоры (например договор аренды, ст. 606 ГК РФ).
В том случае, когда личные вещи используются не в интересах работодателя, например бытовые электроприборы (чайники, микроволновые печи и т.п.), указанная норма не применяется, компенсирующие выплаты не производятся.
Между тем вопрос использования личного имущества в целях, не совпадающих с интересами работодателя, может быть урегулирован, например, путем оформления соответствующего заявления работником либо посредством заключения с ним договора безвозмездного пользования имуществом (п. 1 ст. 689 ГК РФ). Таким договором могут быть определены стоимость имущества, период безмездного пользования вещью или условие ее возврата по требованию собственника.
Указанные документы наряду с актом приема-передачи (или иными документами, разработанными учреждением самостоятельно и закрепленными в его учетной политике) будут являться основанием для принятия к бухгалтерскому учету личного имущества работников, при этом делается запись по дебету счета 01 "Имущество, полученное в пользование". В момент возврата имущества операция отражается по кредиту счета 01 "Имущество, полученное в пользование".
Отметим, что материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете по стоимости, указанной (определенной) собственником имущества, а в случаях неуказания собственником стоимости - в условной оценке: один объект, один рубль.
Однако организация подобного учета, безусловно, должна быть обоснована служебной необходимостью, так как она потребует, как минимум, определенных трудозатрат работников бухгалтерии. Иными словами, принимая решение об отражении в учете данных о личном имуществе сотрудников, следует понимать цель такого учета и руководствоваться принципом результативности и эффективности использования бюджетных средств.
Напомним, данный принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
К сведению:
Обратите внимание, используя в деятельности учреждения личное имущество сотрудников на условиях безвозмездности, существует риск возникновения претензий со стороны налоговых органов, так как у учреждения, безусловно, возникает определенная экономическая выгода в натуральной форме, которую проверяющие могут попытаться квалифицировать в качестве внереализационного дохода. Поэтому, с точки зрения минимизации налоговых рисков, целесообразно уплачивать сотрудникам арендную плату или компенсацию, размер которой может быть определен соглашением сторон.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга
28 ноября 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним