Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

18.12.2014
ВОПРОС:
Годовое обслуживание программы стоит 120 000 руб. Можно ли оформить оказание данной услуги двумя договорами по 60 000 руб. на 2015 год в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
ОТВЕТ:

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.
В силу п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Исходя из названной нормы, а также ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка, осуществляемая у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого федерального закона, начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Таким образом, заключение и исполнение каждого из контрактов, заключаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представляет собой отдельную закупку.
Закон N 44-ФЗ не содержит понятия одноименности товаров, работ и услуг и не ограничивает возможность заключения с одним и тем же поставщиком нескольких договоров на приобретение одних и тех же товаров по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в течение какого-либо календарного периода времени. По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничение суммы закупки (сто тысяч рублей) установлено в отношении именно одной закупки товара, работы или услуги (то есть, по существу, в отношении цены одного договора), а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этой нормы у единственного контрагента в течение календарного года, в том числе на основании нескольких договоров.
Таким образом, формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров с одним и тем же поставщиком на приобретение одних и тех же товаров на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит Закону N 44-ФЗ. Однако необходимо учитывать, что контролирующие органы могут придерживаться и иной позиции. Поскольку закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ только в качестве исключения из общего правила, мы не исключаем, что с учетом фактических обстоятельств контролирующие органы могут прийти к иному мнению по этому вопросу, приняв во внимание, в частности, правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11, исходя из которой искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных с целью ухода от проведения торгов недопустимо. Хотя эта позиция была сформулирована применительно к п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в настоящее время утратившего силу, она, как мы полагаем, может сохранять актуальность и в настоящее время, поскольку норма п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ связывает возможность осуществления одной закупки товара, работы или услуги без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) с установленным в этой норме суммовым ограничением, фактическое превышение которого в результате искусственного дробления одного объекта закупки также может рассматриваться как уклонение от проведения конкурентных процедур, иначе говоря, избрание ненадлежащего способа закупки*(1). При таком подходе указанные в вопросе контракты, заключенные одновременно либо в пределах непродолжительного периода времени с одним исполнителем на оказание одних и тех же услуг, могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие сделку, направленную на приобретение общего объема услуг (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Это дает основание рассматривать упомянутые в вопросе четыре закупки как одну (на сумму свыше 100 тысяч рублей), в отношении которой заказчиком выбран ненадлежащий способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

4 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 


*(1) Отметим, что некоторыми нормативными актами, принятыми на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующими порядок осуществления закупок для государственных нужд, прямо предусмотрены запреты на дробление закупок (смотрите, например, главу 11 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области областных государственных учреждений (с типом бюджетное), утвержденного приказом министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 24.12.2013 N 80 "Об утверждении Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд подведомственных министерству природных ресурсов и экологии Саратовской области областных государственных учреждений (с типом бюджетное)", либо ограничения на дробление закупок в течение года (п. 2.3 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков муниципального образования Новопокровский район, утвержденного постановлением Администрации муниципального образования Новопокровский район от 20.01.2014 N 5 "Об утверждении порядка взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков муниципального образования Новопокровский район").

Все консультации данной рубрики