Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
19.12.2014
- У бюджетного учреждения на балансе числится просроченная дебиторская задолженность, срок исковой давности по которой истёк. Дебиторская задолженность числится по коду вида деятельности "приносящая доход деятельность". Дебиторы - действующие организации. Суммы задолженности меньше размеров крупной сделки. Задолженность образовалась в период, когда учреждение являлось получателем бюджетных средств.
Порядок списания просроченной дебиторской задолженности учредителем учреждения не установлен, учредитель не согласовывает списание данной задолженности. Позиция учредителя заключается в том, что до списания просроченной дебиторской задолженности необходимо провести мероприятия по возврату указанной задолженности.
Может ли учреждение без согласования с учредителем произвести списание с балансового на забалансовый учет на основании проведенной инвентаризации и приказа руководителя?
По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения дебиторская задолженность учитывается на соответствующих балансовых счетах бухгалтерского учета. При этом в соответствии с положениями Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" на балансе организации госсектора подлежат отражению не все требования к юридическим и физическим лицам, а лишь те из них, которые относятся к активам.
Отношения, связанные с прекращением права требования задолженности, образовавшейся в рамках действующего законодательства и (или) признанием ее безнадежной к взысканию, регулируются соответствующим законодательством РФ, а также иными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законодательных актов. При определении возможности отнесения конкретной задолженности к безнадежной должностные лица госучреждения должны прежде всего руководствоваться положениями гражданского законодательства.
Конкретный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию учреждению желательно определить своим локальным нормативным актом исходя из требований действующего законодательства и учредителя (главного администратора доходов бюджета) (смотрите, например, письмо Минфина России от 18.12.2012 N 02-04-10/5225).
Доходы от приносящей доход деятельности поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Законодательство позволяет бюджетным учреждениям самостоятельно (без согласования с собственником) распоряжаться и отвечать по своим обязательствам частью имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления (п. 5 ст. 123.22, п. 3 ст. 298 ГК РФ).
При этом обращаем внимание, что если сделка по распоряжению имуществом, которым бюджетному учреждению позволено распоряжаться самостоятельно, подпадает под определение крупной сделки или сделки с заинтересованностью, для ее совершения бюджетному учреждению требуется получить согласие органа, осуществляющего функции и полномочия его учредителя (п. 13 ст. 9.2, п. 3 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", раздел 9 Рекомендаций Минфина России от 22.10.2013).
В соответствии с действующим бюджетным законодательством в текущем финансовом году суммы, поступающие в качестве возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в рамках исполнения бюджетных смет, должны перечисляться в доход соответствующего бюджета (ст. 242 БК РФ). Соответственно, у бюджетных учреждений возникает обязанность по перечислению в бюджет сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, образовавшейся в период их деятельности в качестве получателей бюджетных средств (смотрите, например, письма Минфина России от 20.09.2012 N 02-04-10/3849, от 26.09.2012 N 02-04-11/3954, от 29.01.2013 N 02-13-06/290).
В самостоятельном распоряжении бюджетного учреждения остаются и суммы возврата дебиторской задолженности, возникшей при исполнении им в прошлые годы в качестве получателя бюджетных средств смет доходов и расходов по приносящей доход деятельности (смотрите, в частности, письма Минфина России от 20.09.2012 N 02-04-10/3849, от 26.09.2012 N 02-04-11/3954, от 29.01.2013 N 02-13-06/290).
При возврате дебиторской задолженности (в том числе по приносящей доход деятельности), образовавшейся в период, когда бюджетное учреждение уже не являлось получателем бюджетных средств, обязанности по перечислению соответствующих сумм в доход бюджета у бюджетных учреждений не возникает.
С учетом сказанного можно сделать вывод, что бюджетное учреждение в рассматриваемой ситуации может, но не обязано согласовывать списание с балансового на забалансовый учет просроченной дебиторской задолженности, образовавшейся в рамках приносящей доход деятельности, с учредителем.
Вместе с тем, если никакая работа (мероприятия) по возврату дебиторской задолженности не проводилась и не исчерпаны все возможности ее возврата, например, должнику не предлагалось осуществить погашение в добровольном порядке, по нашему мнению, такая задолженность не может признаваться задолженностью неплатежеспособного должника нереальной ко взысканию лишь на основании истечения срока исковой давности. Поэтому полагаем, что в данном случае принятие решения о списании до осуществления мер по взысканию задолженности может быть расценено как неэффективное использование средств бюджетного учреждения. При этом для снижения рисков возникновения такой оценки учреждению следует провести анализ дебиторской задолженности по вопросам соответствия размеру крупной сделки и (или) отнесения списания конкретной задолженности к сделке с заинтересованностью. Для подтверждения эффективности и целесообразности принятия решения о списании с балансового на забалансовый учет просроченной дебиторской задолженности, образовавшейся в рамках приносящей доход деятельности, необходимо иметь доказательства:
- отказа дебитора от ее погашения путем возврата средств (поставки товара, выполнения работ, оказания услуг) в добровольном порядке;
- утраты возможности взыскать задолженность в судебном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы Московской области 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Кузьмина Анна
2 декабря 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним