Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

24.12.2014
ВОПРОС:
Каковы возможные претензии со стороны налоговых органов при несовпадении юридического и фактического адресов организации? Какие контролирующие органы вправе привлечь к ответственности организацию и какие штрафные санкции они могут применить? Вправе ли налоговые органы приостановить операции по счетам в банке налогоплательщика за это правонарушение?
ОТВЕТ:

Сразу отметим, что гражданское законодательство не содержит таких понятий, как "юридический" и "фактический" адреса. В то же время на практике под "юридическим адресом" организации принято подразумевать тот адрес, который указан в ее учредительных документах в качестве места ее нахождения, а под "фактическим" адресом - место осуществления организацией деятельности.
Как отмечено в письме Министерства экономического развития РФ от 18.03.2010 N Д06-819 "О наименовании и местонахождении юридического лица", адрес юридического лица понимается в первую очередь как средство связи с юридическим лицом и может не определять его фактического местонахождения (т.н. "юридический" и "фактический" адреса общества).
Подпунктом "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации) закреплено, что в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в обязательном порядке включаются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Как видим, адрес организации и место ее нахождения по сути отождествляются.
Однако с 1 сентября 2014 г. Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ в ст. 54 ГК РФ внесены изменения, которыми разделены понятия места нахождения юридического лица и его адреса. В основу этих новелл положена позиция, выработанная в судебной практике и изложенная в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ (в новой редакции) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. Место нахождения юридического лица указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).
Под адресом юридического лица с 1 сентября 2014 г. понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ), по сути, это "почтовый адрес". Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ.
Таким образом, в настоящее время в учредительных документах юридического лица может быть указан только населенный пункт, в котором постоянно действует его исполнительный орган, а в ЕГРЮЛ должны представляться сведения не только о населенном пункте, но и о конкретном адресе, по которому будет осуществляться связь с юридическим лицом.
Согласно абзацу второму п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В случае смены "почтового адреса" юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (п. 5 ст. 5 Закон о госрегистрации).
В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона о госрегистрации за непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для включения в государственные реестры, заявитель и юридические лица несут ответственность, установленную законодательством РФ. На основании п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.
По смыслу изложенных норм в случае изменения места нахождения исполнительного органа в пределах одного населенного пункта (по сути, при смене "фактического" адреса организации) внесения изменений ни в учредительные документы, ни в ЕГРЮЛ не требуется, следовательно, и ответственность за это не предусмотрена.
Что касается приостановления операций по счетам в банке налогоплательщика, то необходимо иметь в виду, что указанная обеспечительная мера, в силу ст. 76 НК РФ, имеет ограниченное применение. Право приостанавливать операции по счетам в банке предоставлено налоговым органам только в следующих случаях:
- для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа (п. 1 ст. 76 НК РФ);
- в случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации (п. 3 ст. 76 НК РФ);
- для обеспечения исполнения решения о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения (подп. 2 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Приостановление операций по счетам в банках за несообщение о смене адреса организации-налогоплательщика налоговым законодательством не предусмотрено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

2 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики