Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

30.12.2014
ВОПРОС:
Автономное государственное учреждение приобрело ноутбуки в сентябре 2014 года. Приобретенные ноутбуки учитываются в составе иного имущества в рамках приносящей доход деятельности. Один ноутбук сломался, и его забрала на ремонт по гарантийному случаю организация (поставщик), которая продала его. Передача ноутбука в ремонт не оформлялась. В декабре получено от поставщика письмо о невозможности ремонта ноутбука и замене его на другой. Новый ноутбук той же марки был предоставлен в декабре 2014 года.
Какие документы должны быть оформлены в учреждении в данной ситуации? Какие документы должны быть представлены поставщиком?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 2 ст. 475, п. 1 ст. 518 ГК РФ при обнаружении учреждением-покупателем неустранимых недостатков качества товара оно вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при условии, что они обнаружены в том числе в течение действия на товар гарантийного срока (п. 3 ст. 477 ГК РФ);
Порядок документального оформления государственными учреждениями возврата (замены) товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) в настоящее время не определен.
Учетной политикой госучреждения может быть предусмотрен, например, следующий порядок действий.
На основании заключения профильной комиссии учреждения в учете отражается внутреннее перемещение объектов между аналитическими счетами учета (в данном случае счета учета основных средств) с указанием субсчета "Товары, подлежащие возврату поставщику".
Поставщику в установленном порядке направляется письменная претензия. При возврате некачественного товара покупатель должен требовать всю сумму, уплаченную за такой товар, с учетом НДС (постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 3474/09).
Производится возврат имущества поставщику на основании Требования-накладной (форма 0315006).
Обратите внимание: накладная должна быть оформлена исходя из данных, указанных в первичных документах поставщика при отгрузке ноутбука, с проставлением отметки "Возврат товара".
Дело в том, что, передав покупателю товар ненадлежащего качества, поставщик тем самым свои обязательства по договору купли-продажи исполнил ненадлежащим образом. При этом нормами ГК РФ предусмотрены последствия такого ненадлежащего исполнения обязательств поставщика - обязанность поставщика по требованию покупателя в рамках этого же договора купли-продажи принять некачественный товар и заменить его на товар, качество которого соответствует договору, или принять от покупателя некачественный товар и вернуть полученные за него денежные средства.
Применяя последствия ненадлежащего исполнения договора, полагаем, что если иное не будет прямо предусмотрено учредителем, у учреждения нет оснований:
- производить документальное оформление возврата принятых к балансовому учету некачественных товаров в порядке, предусмотренном в публично-правовом образовании для списания имущества;
- согласовывать возврат принятых на балансовый учет товаров в качестве операции по распоряжению особо ценным движимым имуществом или в качестве крупной сделки.
Новый ноутбук, предоставленный поставщиком взамен не пригодного старого, должен быть принят к балансовому учету в общеустановленном порядке на основании данных, содержащихся в новых товарно-сопроводительных документах. Поступление оформляется Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) при поступлении нового товара взамен вышедшего из строя в соответствии с положениями (п. 9 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н).
Кроме того, на вновь поступившее основное средство должна быть заведена новая Инвентарная карточка учета основных средств (форма 0504031). В Инвентарной карточке, которая велась по возвращенному поставщику объекту, делается отметка о том, что товар возвращен, взамен получен новый товар или денежные средства.
Присвоение инвентарного номера выбывшего ноутбука поступившему будет прямо противоречить положениям п. 46 Инструкции N 157н, предусматривающего, что инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.
Также хотим обратить внимание, что в общем случае покупатель при отгрузке возвращаемых некачественных товаров, принятых им на учет, обязан в порядке, установленном п. 3 ст. 168 НК РФ, выставить продавцу этих товаров соответствующий счет-фактуру.
Если учреждение приобрело товары для использования в приносящей доход деятельности, НДС был принят к вычету, то трудностей при оформлении не возникнет, так как порядок выставления счета-фактуры нормативно урегулирован.
Согласно п. 8 ст. 169 НК РФ форма счета-фактуры (в том числе корректировочного) и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение этой нормы действует постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 1137).
Подпунктом "а" п. 7 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных в качестве приложения N 3 к Постановлению N 1137, установлена обязанность покупателя отражать в части 1 "Выставленные счета-фактуры" журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур показатели счетов-фактур, выставленных покупателем - плательщиком НДС продавцу при возврате продавцу товаров, принятых на учет покупателем. В связи с этим покупателем при возврате товаров, принятых им на учет, выставляется счет-фактура (письма Минфина России от 28.08.2012 N 03-07-09/126, от 21.05.2012 N 03-07-09/58).
Таким образом, учреждением при возврате принятых на учет некачественных товаров поставщику также должен быть выставлен счет-фактура.
Обратите внимание: факт выставления счета-фактуры не свидетельствует об отражении "обратной" реализации в учете покупателя, а просто реализует механизм применения п. 5 ст. 171 и п. 4 ст. 172 НК РФ продавцом (смотрите также решение ВАС РФ от 30.09.2008 N 11461/08).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Возврат товаров ненадлежащего качества, принятых к учету госучреждением;
- Энциклопедия решений. Пример. Возврат основных средств ненадлежащего качества, принятых к учету бюджетным (автономным) учреждением по виду финансового обеспечения "2";
- Энциклопедия решений. Пример. Возврат основных средств ненадлежащего качества, принятых к учету бюджетным (автономным) учреждением по виду финансового обеспечения "4".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

12 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики