Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

13.01.2015
ВОПРОС:
Кредитной организацией (банком) получено требование налогового органа о представлении договора (контракта, соглашения) с конкретным юридическим лицом и его банковского досье.
Правомерно ли представление в налоговый орган данных документов, а также полного кода ЭЦП должностных лиц данного юридического лица?
ОТВЕТ:

 Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у контрагентов или иных лиц. Порядок их истребования установлен ст. 93.1 НК РФ.
Истребовать документы и информацию, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), у контрагента или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), налоговый орган вправе только в ходе проведения налоговых проверок, а также при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 93.1 НК РФ).
Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией), и только в случае, если возникает обоснованная необходимость (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под "иными лицами", ст. 93.1 НК РФ не определен. Поэтому истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки, налоговый орган вправе у любого лица, располагающего ими, в том числе у банка (смотрите, например, письмо ФНС России от 29.05.2014 N ЕД-4-2/10322@).
Не ограничен законодателем и конкретный перечень истребуемых документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. Поэтому в целях осуществления налогового контроля налоговый орган вправе истребовать у банка любые документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки. Например, это могут быть документы, связанные с открытием и ведением счетов клиентов: копии договоров, копии карточек с образцами подписей и т.п. (письмо ФНС России от 18.09.2009 N ШТ-22-2/727, письмо Минфина России от 06.11.2012 N 03-02-07/1-280, письмо Минфина России от 29.08.2012 N 03-02-07/1-206, письмо Минфина России от 02.08.2012 N 03-02-07/1-136).
Вопрос о правомерности истребования у банков информации о ключе ЭЦП, сертификате ключа ЭЦП и иных сведений, связанных с обеспечением условий использования ЭЦП, в настоящий момент остается открытым. Так, по мнению Ассоциации российских банков, изложенному в Обращении от 16.09.2009 N А-01/5-570 к Руководителю Федеральной налоговой службы Мокрецову М.П. "Об истребовании у банков информации об ЭЦП", истребование указанной информации неправомерно.
В свою очередь, из письма Минфина России от 19.05.2010 N 03-02-07/1-243, следует, что истребование указанных документов и информации правомерно, если они содержат информацию, указанную в п. 1 и 2 ст. 93.1 НК РФ. Правомерность истребования у банков в целях осуществления налогового контроля информации об ЭЦП подтверждает и судебная практика (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2014 N 07АП-11432/13, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014 N 07АП-11460/13, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.08.2012 N Ф07-2092/12 по делу N А56-72709/2011).
Вместе с тем существует и противоположная судебная практика, так, например, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2013 N 04АП-3251/13, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд пришел к выводу о неправомерности истребования у банка информации об ЭЦП.
При этом следует учитывать, что в любом случае требования налогового органа о предоставлении банком документов могут быть признаны правомерными лишь при условии соблюдения порядка истребования документов у контрагентов и иных лиц, установленного п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденным в соответствии с п. 7 ст. 93.1 НК РФ приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@*(1).
Таким образом, если налоговым органом по основаниям, предусмотренным ст. 93.1 НК РФ, направлено в банк надлежащим образом оформленное требование о представлении документов (информации), содержащих необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки (в том числе документации указанной в запросе), у кредитной организаций отсутствуют основания для непредставления в налоговые органы таких документов (информации) (смотрите также письмо Банка России от 07.03.2012 N 34-Т "О запросах налоговых органов").
В то же время окончательное решение о запросе конкретного перечня документов в рамках мероприятий налогового контроля зависит от конкретных обстоятельств дела и может быть дано только судом при рассмотрении возникшего между сторонами спора в результате исследования всех имеющихся по делу доказательств. Напомним, что в силу ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Отметим также, что особенностью доказывания по налоговым спорам является то, что по общему правилу бремя доказывания лежит на налоговом органе даже в случае, если он выступает на процессе ответчиком (п. 6 ст. 108 НК РФ, определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 N 138-О).

К сведению:
Напомним, что, помимо требований ст. 93.1 НК РФ, ряд обязанностей банков, связанных с осуществлением налогового контроля, установлен ст. 86 НК РФ, а именно:
- обязанность сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о предоставлении права или прекращении права организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа;
- обязанность выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 86 НК РФ (подробнее об этом смотрите в Энциклопедии решений. Счета, сведения об открытии (закрытии) которых банк и налогоплательщики обязаны сообщить налоговому органу).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

15 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Подробнее об этом смотрите в следующих материалах:
- Энциклопедия решений. Истребование налоговым органом документов и информации у третьих лиц (встречные проверки);
- Энциклопедия решений. Поручение налогового органа, проводящего налоговую проверку, об истребовании документов (информации) у третьих лиц (по встречным проверкам).

Все консультации данной рубрики