Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

13.01.2015
ВОПРОС:
Юридический и фактический адрес ООО не совпадают, но в уставе ООО указан один и тот же юридический и фактический адрес.
Является ли данный факт основанием для штрафа? Следует ли внести изменения в учредительные документы ООО об уточнении фактического адреса?
ОТВЕТ:

1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Данный закон разделил понятия местонахождения юридического лица и его адреса.
Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) и указывается в учредительном документе юридического лица и в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).
Под адресом юридического лица с 1 сентября 2014 г. понимается адрес, по которому осуществляется связь с ним и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Адрес юридического лица не требуется указывать в его учредительном документе, но он в обязательном порядке указывается в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
Согласно пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) в ЕГРЮЛ содержатся, в частности, сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Содержание приведенной нормы свидетельствует о том, что указание адреса юридического лица в ЕГРЮЛ необходимо в первую очередь для связи с юридическим лицом, и такой адрес может не определять его фактического местонахождения (смотрите, например, письмо Министерства экономического развития РФ от 18.03.2010 N Д06-819).
Регистрирующий орган на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. Вместе с тем регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления документов, не предусмотренных указанным законом (смотрите подробнее постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
Таким образом, ни адрес, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ, ни адрес, по которому фактически располагается организация, не требуется указывать в уставе ООО. Однако предполагается, что включенные в ЕГРЮЛ сведения являются достоверными. В силу п. 3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ (смотрите также п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013) юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе, ссылаться на иные сведения, не внесенные в реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем (в том числе на ненадлежащее извещение в ходе рассмотрения дела судом, в рамках производства по делу об административном правонарушении и т.п.). Исключением из этого правила являются случаи, когда соответствующие данные внесены в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.
При наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (например, корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 N 13АП-2513/14, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2014 N 13АП-7440/14).
При этом, как указано в письме ФНС России от 12.12.2013 N СА-4-7/22406, в случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, то суд отказывает в их удовлетворении (смотрите также письмо Федеральной налоговой службы от 09.01.2014 N СА-4-14/70).
Таким образом, если в рассматриваемой ситуации указанный в ЕГРЮЛ адрес не обеспечивает связи с юридическим лицом, в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, следует внести изменения.
Отметим, что непредставление (несвоевременное представление) сведений о юридическом лице в регистрирующий орган, если такое представление предусмотрено законом, является основанием для привлечения должностных лиц организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ. Как показывает правоприменительная практика, в отсутствие представителя организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, существует риск наступления такой ответственности (смотрите, например, Обзор по вопросу применения дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации, приложение к письму ФНС от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761@, постановление заместителя председателя Челябинского областного суда от 02.09.2008 (надзорное производство N 4-а-793), постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2014 N 14АП-8075/14, решение Ростовского областного суда от 26.11.2013 по делу N 11-790/13).
Наконец, необходимо учитывать, что оборудование вне места нахождения организации хотя бы одного стационарного рабочего места (то есть рабочего места, созданного на срок более месяца) приводит к созданию обособленного подразделения (ст. 11 НК РФ). Следовательно, любое отделение организации, существующее более месяца не по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, представляет собой обособленное подразделение в целях налогового законодательства, по месту нахождения которого организация подлежит постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 83 НК РФ). В настоящее время такая постановка осуществляется налоговым органом на основании сведений, сообщенных налогоплательщиком в порядке, установленном пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. Несообщение же таких сведений и, как следствие, осуществление организацией деятельности через обособленное подразделение, по месту нахождения которого она не состоит на учете в налоговом органе, является основанием для наступления ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126, п. 2 ст. 116 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ (письмо Минфина России от 17.04.2013 N 03-02-07/1/12946, письмо ФНС России от 27.02.2014 N СА-4-14/3404).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

16 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики