Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
14.01.2015
- Главный бухгалтер организации (ООО) уходит в декретный отпуск. Другого главного бухгалтера организация на эту должность принимать не планирует. Руководитель ООО намерен сам исполнять обязанности по ведению бухгалтерского учета одновременно с исполнением обязанностей руководителя.
Как правильно оформить переход обязанностей и ответственности главного бухгалтера к директору ООО?
Прежде всего отметим, что ведение бухгалтерского учета юридическим лицом организуется его руководителем (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)). При этом руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
Помимо этого, руководитель организации, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель организации, относящейся к субъектам среднего предпринимательства (за исключением той, которая не может в соответствии с ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ применять упрощенные способы ведения бухгалтерской отчетности), может принять ведение бухгалтерского учета на себя.
Из буквального толкования приведенных норм следует, что руководитель организации, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета либо является субъектом среднего предпринимательства, которому не запрещено применять указанные способы, должен избрать лишь одну из названных в законе форм ведения бухгалтерского учета: либо заключить договор на оказание соответствующих услуг с третьим лицом, либо возложить ведение учета на должностное лицо организации, либо вести его самому. Иными словами, при наличии в штатном расписании организации должности главного бухгалтера, на которого в соответствии с решением руководителя и должностными инструкциями возложено ведение бухгалтерского учета, такой учет должен вестись именно сотрудником, занимающим указанную должность.
Вместе с тем в законе не раскрывается, каким способом руководитель организации может принять на себя ведение бухгалтерского учета. Поэтому мы полагаем, что руководитель организации, в штатном расписании которой имеется должность главного бухгалтера, временно отсутствующего в связи с нахождением в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком, вправе принять на себя его обязанности путем совмещения должностей. Ведь такой руководитель также является работником организации (часть шестая ст. 11, ст. 273 ТК РФ), и на него распространяются общие положения трудового законодательства, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Под совмещением должностей в ст. 60.2 ТК РФ понимается исполнение работником в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
Согласно части третьей ст. 60.2 ТК РФ срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Размер доплаты за выполнение дополнительной работы устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом ее содержания и (или) объема (часть вторая ст. 151 ТК РФ). Поэтому для правильного оформления дополнительной работы необходимо составить два кадровых документа:
- приказ (распоряжение) работодателя о поручении дополнительной работы;
- соглашение сторон трудового договора.
Унифицированной формы приказа о поручении дополнительной работы не существует, поэтому работодатель издает его в произвольной форме. В приказе указываются вид дополнительной работы (исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором); срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу; содержание дополнительной работы и ее объем. На приказе работник обязательно ставит отметку о своем согласии с поручением.
В соглашении сторон решается вопрос о размере доплаты за выполнение дополнительных обязанностей. Такое соглашение действует либо до окончания срока, на который дополнительная работа была поручена, либо до момента досрочного прекращения дополнительной работы по инициативе одной из сторон.
Следует иметь в виду, что соглашение о совмещении не является дополнительным соглашением к трудовому договору, поскольку оно не вносит каких-либо изменений или дополнений в сам трудовой договор. Работник остается на прежней должности.
В заключение отметим, что если в рассматриваемом случае руководитель организации не вправе согласно нормам Закона N 402-ФЗ принимать на себя ведение бухгалтерского учета, то оформлять совмещение должностей руководителя и главного бухгалтера неправомерно. В этой ситуации на место временно отсутствующего главного бухгалтера следует принять сотрудника по срочному трудовому договору (часть первая ст. 59 ТК РФ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
15 декабря 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним