Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

14.01.2015
ВОПРОС:
На основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" организацией заключены контракты по техническому сопровождению программ, а также контракты на оказание услуг связи, теплоснабжения, водоснабжения, электроснабжения, предоставление доступа к сети "Интернет". Оплата по указанным контрактам осуществляется ежемесячно, условия о поэтапной поставке товара, поэтапном выполнении работ, оказании услуг в контракте нет.
Следует ли для целей исполнения обязанности заказчика, предусмотренной ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, полагать, что контракт предусматривает этапность (следует размещать отчет о результатах выполнения отдельного этапа контракта), если в контракте имеется условие о ежемесячной оплате?
ОТВЕТ:

Согласно ч. 9 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) результаты отдельного этапа исполнения контракта, информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе, форма и порядок подготовки которого утверждаются Правительством РФ (ч. 11 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - Положение) утверждено постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.
Вместе с отчетом в электронной форме размещаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов (то есть результатов исполнения контракта) либо иной определенный законодательством РФ документ (ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, п. 10 Положения). По смыслу положений пп. "а" и пп. "б" п. 3 Положения, отчет об исполнении контракта размещается в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения, то есть по факту исполнения контракта полностью, либо исполнения конкретного этапа, предусмотренного контрактом.
Определение понятия "этап исполнения контракта" не содержит ни Закон N 44-ФЗ, ни Положение, ни иные нормативные акты. Гражданский кодекс РФ, на положениях которого в том числе основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), предусматривает выделение только этапов работ в договоре подряда (п. 1 ст. 708, п. 1 ст. 753 ГК РФ). В связи с этим следует учитывать разъяснения, содержащиеся в п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 по этапам работ по договору строительного подряда, из которых следует, что приемка результатов отдельных работ, то есть не результатов всех работ по договору в целом, может рассматриваться как приемка этапов, только если такие этапы предусмотрены договором.
Под "этапами исполнения контракта" также могут пониматься поставка отдельных партий товара в определенные периоды поставки (п. 1 ст. 508 ГК РФ), поскольку поставка каждой партии товара является отдельным обязательством.
Таким образом, выделение отдельных этапов исполнения контракта на поставку товара, оказание услуг, выполнение работ зависит, как мы полагаем, от условий конкретного контракта. Сказанное косвенно подтверждается содержанием п. "м" пп. 2 п. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, согласно которому в случае, если контрактом предусмотрены поэтапное исполнение контракта и его оплата, в столбце 12 плана-графика указываются сроки исполнения отдельных этапов, если периодичная поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответственно, указывается периодичность поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг (ежедневно, еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода).
Если специфика отношений по объективным причинам не позволяет выделить этапы поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подписание промежуточных актов приемки может, как мы полагаем, служить только для проведения расчетов. Такие акты, как нам представляется, не должны рассматриваться как документы о приемке этапов исполнения контракта. Условие же государственного (муниципального) контракта о ежемесячной оплате не свидетельствует о том, что контракт исполняется поэтапно. Следовательно, по таким государственным (муниципальным) контрактам у заказчика отсутствует необходимость отражать сведения об исполнении этапов в соответствующем отчете.
По нашему мнению, это относится и к указанным в вопросе контрактам. Так, по объективным причинам не представляется возможным выделить отдельные этапы поставки товаров (партии товаров) в контрактах энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения. Поставляемые по таким контрактам ресурсы (электроэнергия, вода, тепло, газ и пр.) в соответствии со ст.ст. 544, 548 ГК РФ оплачиваются за фактически принятое абонентом количество ресурса в соответствии с данными учета энергии. Подписание ежемесячных промежуточных актов приемки по таким контрактам служит для проведения расчетов и не является приемкой этапов исполнения контракта.
Что касается контрактов на оказание услуг по техническому сопровождению (обслуживанию) программ, предоставления доступа к сети "Интернет", на наш взгляд, очевидно, что такие услуги не могут предполагать этапности, поскольку оказываются либо регулярно (например обновление программы ежемесячно или в иной период времени), либо непрерывно (обеспечение доступа к сети "Интернет" в течение определенного периода времени). Условие о поэтапном оказании услуг в таких договорах (например "поэтапное обновление программы" или "поэтапный доступ к сети "Интернет") выглядело бы абсурдно.
Таким образом, по нашему мнению, заказчик обязан размещать на официальном сайте отчеты об исполнении этапов контракта только в том случае, когда контрактом предусмотрено его поэтапное исполнение и это зафиксировано в столбце 12 плана-графика на 2014 год. Само по себе исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, в разное время в течение срока действия контракта, а также условие о ежемесячной оплате контракта заказчиком не свидетельствует об исполнении контракта по этапам. В таком случае, полагаем, заказчик обязан разместить отчет об исполнении контракта только после исполнения всех обязательств, предусмотренных контрактом.
Однако согласно разъяснениям, приведенным в письме Минэкономразвития России от 29.11.2013 N Д28И-2263 и письме Федерального казначейства от 30.05.2014 N 42-5.7-09/5, при осуществлении закупки услуг длящегося характера, оказываемых в течение года, необходимо проводить ежемесячную экспертизу оказанных услуг, если условиями заключенного контракта этапы оказания услуг не предусматриваются, но приемка и оплата оказанных услуг производятся ежемесячно. На наш взгляд, ежемесячное оформление соответствующих документов не может рассматриваться как нарушение, однако приведенный подход по изложенным выше соображениям не вполне соответствует смыслу положений Закона N 44-ФЗ и ГК РФ.
Кроме того, ни Минэкономразвития РФ, ни Федеральное казначейство не наделены полномочиями по разъяснению законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Положение о Минэкономразвития России, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Положение о Федеральном казначействе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 703). Эти вопросы отнесены к компетенции Федеральной антимонопольной службы (п. 6.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, пп. "г" п. 5 постановления Правительства РФ от 07.04.2004 N 189), в которую Вы можете обратиться за официальным разъяснением по изложенной Вами проблеме.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

23 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) В соответствии с п. 2 Положения до ввода в эксплуатацию ЕИС Отчет размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном п. 3 Положения.

Все консультации данной рубрики