Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

15.01.2015
ВОПРОС:
Можно ли учесть в составе расходов по налогу на прибыль стоимость товарно-материальных ценностей, приобретенных для нужд гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и списываемых в связи с истечением срока их годности?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стоимость ТМЦ, приобретенных для нужд гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, списываемых в связи с истечением срока их годности, может быть учтена в составе расходов по налогу на прибыль организаций.

Обоснование позиции:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Закон N 28-ФЗ) гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно ст. 1 Закона N 68-ФЗ предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
На основании ст. 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны, в частности, создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Исходя из п. 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379 (далее - Положение N 379), номенклатура и объемы запасов определяются создающими их органами и организациями с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых МЧС России совместно с Минэкономразвития России.
Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности (п. 5 Положения N 379).
На основании п. 9 Раздела I "Общие положения" Методических рекомендаций по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, утвержденных Минэкономразвития России и МЧС России 27.04.2012, 23.03.2012 N 43-2047-14, организации создают запасы для работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения (смотрите также Раздел VI "Порядок утилизации и списания запасов СИЗ").
Из п. 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340, следует, что финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в части объектовых резервов материальных ресурсов может осуществляться за собственных средств предприятий, учреждений и организаций.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне" предусмотрено, что расходы организаций на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне, возмещение которых из федерального бюджета не предусмотрено, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороны.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, расходы на гражданскую оборону в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, представленным в письмах Минфина России от 14.11.2006 N 03-03-04/1/757, от 17.03.2006 N 03-03-04/1/252, в составе расходов на гражданскую оборону могут быть учтены осуществленные в соответствии с Законом N 28-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не подлежащие возмещению из бюджета расходы, в частности, по созданию и содержанию убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, в рамках согласованной с органами исполнительной власти, уполномоченными в области гражданской обороны, номенклатуры (смотрите также письмо Минфина России от 17.07.2007 N 03-03-06/1/490).
Суды также указывают на то, что если организация, исходя из требований законодательства Российской Федерации, обязана нести расходы на гражданскую оборону, которые не подлежат возмещению из бюджета, то данные расходы на гражданскую оборону учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.03.2013 N Ф07-1114/13 по делу N А13-7389/2012).
Несмотря на то, что нормы главы 25 НК РФ не содержат каких-либо прямых ограничений на учет расходов на гражданскую оборону, полагаем, что в случае осуществления указанных расходов в размерах, превышающих согласованные с уполномоченными органами, существует вероятность возникновения налоговых споров относительно обоснованности (экономической оправданности) осуществленных затрат.
Из п. 1 ст. 272 НК РФ следует, что при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
Даты признания при формировании налогооблагаемой прибыли прочих расходов установлены п. 7 ст. 272 НК РФ. При этом, по нашему мнению, ни один из перечисленных в указанном пункте случаев прямо не может применяться для целей признания расходов организации на приобретение ТМЦ для нужд гражданской обороны, поскольку нормы указанного пункта больше подходят для определения даты признания расходов на приобретенные работы (услуги) и аналогичные расходы.
Разъяснений уполномоченных органов по данному вопросу нами не обнаружено.
На наш взгляд, расходы на приобретение ТМЦ для нужд гражданской обороны могут быть учтены по аналогии с порядком признания материальных расходов, то есть по мере ввода указанных материальных ценностей в эксплуатацию (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
При этом из материалов арбитражной практики следует, что под датой ввода в эксплуатацию указанных материальных ценностей следует понимать их фактическую выдачу при наступлении случая гражданской обороны. Кроме того, по мнению судов, расходы на приобретение материальных ценностей для нужд гражданской обороны могут быть учтены при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в связи с истечением их срока годности (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 N 09АП-31311/11, ФАС Московского округа от 23.03.2012 N Ф05-1843/12 по делу N А40-65585/2011 (определением ВАС РФ от 13.07.2012 N ВАС-8625/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)).
Таким образом, мы полагаем, что стоимость ТМЦ, приобретенных для нужд гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, списываемых в связи с истечением срока их годности, может быть учтена в составе расходов по налогу на прибыль организаций.
Напомним, что в целях минимизации налоговых рисков организация может воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщикам пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться за соответствующими разъяснениями в Минфин России.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена

19 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики