Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
27.09.2011
- Можно ли бюджетному учреждению выдавать под отчет денежные средства на хозяйственные нужды, перечисляя их сотруднику на зарплатную банковскую карту? Какие условия для этого необходимо соблюсти?
Порядок выдачи кредитными организациями банковских карт и особенности осуществления операций с ними определены в Положении об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт, которое утверждено ЦБР от 24.12.2004 N 266-П (далее - Положение N 266-П).
В соответствии с п. 1.4 Положения N 266-П банковские карты являются видом платежных карт и инструментом безналичных расчетов. Банковская карта предназначена для совершения операций ее держателем (п. 1.5 Положения N 266-П). Держателями признаются физические лица, в том числе уполномоченные юридическими лицами (п. 1.4 Положения N 266-П).
Кредитная организация (за исключением расчетной небанковской кредитной организации) осуществляет эмиссию расчетных (дебетовых) карт и кредитных карт для физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 1.6 Положения N 266-П).
Согласно п. 2.3 Положения N 266-П клиент - физическое лицо осуществляет с использованием банковской карты, помимо прочего, следующие операции:
- оплату товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации, а также в иностранной валюте - за пределами территории Российской Федерации;
- иные операции в валюте Российской Федерации, в отношении которых законодательством Российской Федерации не установлен запрет (ограничение) на их совершение, и т.д.
В свою очередь, клиенты (юридические лица) могут осуществлять с использованием банковских карт операции в валюте РФ по получению наличных денежных средств для осуществления на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Банком России, расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью, в том числе с оплатой командировочных и представительских расходов (п. 2.5 Положения N 266-П).
Исходя из приведенных выше норм Положения N 266-П представляется возможным сделать вывод о допустимости перечисления средств на хозяйственные расходы на банковские карты сотрудников бюджетного учреждения. При этом ограничения операций, совершаемых физическими лицами с использованием банковских карт, связаны с наличием ограничений, предусмотренных законодательством РФ (письма ЦБР от 23.07.2009 N 29-1-1-7/4625, от 24.12.2008 N 14-27/513). Здесь же отметим, что законодательство не содержит запрета на перечисление подотчетных сумм на личные карты работников.
В свое время специалистами ЦБР в письме от 18.12.2006 N 36-3/2408 были даны разъяснения о том, что выдача подотчетных средств организацией под отчет своим сотрудникам путем безналичного перечисления средств на их банковские счета для совершения операций, связанных с хозяйственной деятельностью организации, является нарушением. В качестве аргумента были приведены положения п. 10, п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, далее - Порядок), в соответствии с которыми выдача наличных денежных средств под отчет производится из касс предприятий.
Несколько позднее в письме от 23.07.2009 N 29-1-1-7/4625 ЦБР указал, что вопросы проведения безналичных расчетов, в том числе операций по безналичному перечислению денежных средств на банковские счета физических лиц, открытых для совершения операций с банковскими картами, не являются предметом регулирования Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением Совета директоров ЦБР 22.09.1993 N 40).
Таким образом, руководствуясь последними разъяснениями специалистов ЦБР, можно сделать вывод, что выдача денежных средств под отчет работникам путем перечисления их на личные банковские карты не противоречит действующему законодательству, а также нормативно-правовым актам ЦБР. Следовательно, руководителем бюджетного учреждения может быть принято решение о выдаче подотчетным лицам денежных средств на хозяйственные расходы путем перечисления их на банковские карты. Отметим также, что КоАП РФ также не предусматривает санкций за выдачу подотчетных сумм указанным способом.
Если в бюджетной организации принято решение о расчетах с подотчетными лицами с использованием банковских карт, следует учесть несколько существенных обстоятельств.
Контролирующие органы нередко пытаются квалифицировать подотчетные суммы, перечисленные на "зарплатные" счета, в качестве заработной платы и, соответственно, доначислить соответствующие налоги (взносы).
Таким образом, во избежание разногласий с контролирующими органами в рассматриваемой ситуации в бюджетном учреждении должны быть соблюдены следующие условия:
- издан приказ руководителя, предусматривающий возможность безналичных расчетов с подотчетными лицами;
- перечень сотрудников, на карты которых будут перечисляться подотчетные средства, утвержден в установленном порядке;
- получены письменные согласия сотрудников на расчеты по подотчетным суммам с использованием их "зарплатных" карт;
- договоры с банками (эмитентами банковских карт), а также договор Федерального казначейства с соответствующим банком должны предусматривать возможность подобных банковских операций;
- авансовые отчеты должны оформляться в строгом соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним