Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

16.01.2015
ВОПРОС:
Иностранные граждане прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы.
Можно ли в 2015 году иностранных граждан оформлять по разрешениям на работу, выданным в 2014 году, или оформление возможно только по патентам?
Какие разрешительные документы должны быть у организации для оформления сотрудников по патенту?
Должны ли оформлять добровольное медицинское страхование уже оформленные сотрудники (иностранные граждане), принятые на работу до 13.12.2014?
Нужно ли (согласно Федеральному закону от 01.12.2014 N 409-ФЗ и гл. 50.1 ТК РФ) оформлять дополнительные соглашения в связи с изменением трудовых договоров сотрудников, оформленных до 13.12.2014?
ОТВЕТ:

Действительно, Федеральным законом от 01.12.2014 N 409-ФЗ (далее - Закон N 409-ФЗ) и Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ (далее - Закон N 357-ФЗ) были внесены изменения в ТК РФ и в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), касающиеся порядка и особенностей осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории РФ.
В частности, с 1 января 2015 года - даты вступления в силу положений Закона N 357-ФЗ (п. 1 ст. 7 данного Закона) совершеннолетние граждане, прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, и законно находящиеся на ее территории, могут привлекаться к работе работодателем - юридическим лицом при наличии у такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с законом (п. 1 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ в редакции Закона N 357-ФЗ).
Такой патент представляет собой документ, позволяющий указанным иностранным гражданам временно осуществлять на территории соответствующего субъекта РФ трудовую деятельность (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ в редакции Закона N 357-ФЗ) и призванный заменить собой выдаваемое им ныне разрешение на работу.
Тем не менее следует иметь в виду, что если у иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, имеется разрешение на работу, выданное до 1 января 2015 года, то он вправе осуществлять трудовую деятельность на основании этого разрешения и после указанной даты, но только до окончания срока его действия (п. 1 ст. 6 Закона N 357-ФЗ). После этого ему необходимо будет оформить патент.
Следовательно, в ситуации, изложенной в вопросе, работодатель после 1 января 2015 года вправе принять на работу тех "безвизовых" иностранных граждан, которые имеют разрешение на работу с неистекшим сроком действия.
Отметим, что изменения, внесенные в законодательство, не коснулись права работодателей принимать на работу иностранных граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке, без оформления разрешения на привлечение и использование иностранных работников (пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Однако такие работодатели должны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого данные иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ в редакции Закона N 357-ФЗ).
Также с 1 января 2015 года для получения патента иностранному гражданину нужно будет представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в числе прочих документов действующий на территории РФ на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования (далее - ДМС), заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством РФ, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность (пп. 4 п. 2 ст. 13.3 Закона N 115-ФЗ в редакции Закона N 357-ФЗ). Такие договоры (полис) должны обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.
Однако согласно п. 10 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, внесенному в данную статью Законом N 409-ФЗ, договор (полис) ДМС, обеспечивающий предоставление медицинской помощи в указанном выше объеме, необходимо иметь любому иностранному гражданину, в том числе осуществляющему свою трудовую деятельность не на основании патента. При этом альтернативой договору (полису) может служить заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) договор с медицинской организацией о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг.
Учитывая, что положения Закона N 409-ФЗ, в отличие от Закона N 357-ФЗ, вступают в силу не с 1 января 2015 года, а по истечении 10 дней после дня его опубликования (ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания") и данный закон был опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" 2 декабря 2014 года, то требование о наличии у иностранного гражданина договора (полиса) ДМС или заключенного его работодателем (заказчиком его работ, услуг) договора с медицинской организацией действует с 13 декабря 2014 года. Каких-либо оговорок относительно иностранных работников, принятых на работу до указанной даты, законодательство не содержит.
Поэтому в ситуации, изложенной в вопросе, такие работники должны заключить договор ДМС, либо договор на предоставление им платных услуг медицинской организацией должен заключить их работодатель.
Относительно же изменений, касающихся порядка заключения трудового договора с иностранным работником, содержащихся в ст. 327.2 ТК РФ, отметим, что Закон N 409-ФЗ также не содержит каких-либо специальных оговорок относительно порядка вступления в силу и применения указанной нормы.
В соответствии же с частью четвертой ст. 12 ТК РФ действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Применение его норм в отношениях, возникших до введения его в действие, возможно только к правам и обязанностям, возникшим после такого введения (часть пятая ст. 12 ТК РФ).
В связи с этим, на наш взгляд, вносить какие-либо изменения в уже заключенные с иностранными гражданами договоры не требуется.*(1)
К сожалению, на сегодняшний день какой-либо правоприменительной практики, подтверждающей или опровергающей указанный вывод, еще не сложилось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

16 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Обращаем Ваше внимание на то, что ст. 327.2 ТК РФ, определяющая особенности содержания трудового договора, заключаемого с иностранным гражданином, говорит об особенностях как в сведениях, вносимых в трудовой договор, так и в его условиях. В частности, в дополнение к сведениям, названным в части первой ст. 57 ТК РФ, в трудовой договор с иностранным гражданином вносятся сведения о патенте или разрешении на работу, разрешении на временное проживании или виде на жительство работника, а в дополнение к условиям, перечисленным в части второй ст. 57 ТК РФ, такой трудовой договор должен содержать условие об указании оснований оказания работнику медицинской помощи. При этом работодатель по общему правилу не вправе без согласия работника вносить изменения только в условия трудового договора (ст. 72 ТК РФ), но может без такого согласия и при наличии оснований изменять содержащиеся в указанном договоре сведения.

Все консультации данной рубрики