Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
19.01.2015
- Негосударственное учреждение здравоохранения закупает товары, ему предоставляют накладную ТОРГ-12. Наименование, характеристика, артикул данных товаров - очень длинные (оргтехника, хозяйственные товары, медицинские товары и т.д.).
Может ли бухгалтер при оприходовании товарно-материальных ценностей в бухгалтерской программе сократить наименование (характеристику, артикул) товара?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ни законодательством по бухгалтерскому учету, ни НК РФ не установлены требования об идентичности наименований приобретаемых товаров, указанных в документах поставщика (накладной, счете-фактуре и т.п.), наименованию данных товаров в аналитическом учете покупателя.
Поступающий в организацию товар может быть оприходован (в том числе, в программе бухгалтерского учета) по наименованию установленной в организации номенклатурной единицы на основании таблицы соответствия наименований (или иного подобного документа, разработанного организацией).
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета, в частности о фактах хозяйственной жизни и активах организации, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 1, ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ)).
Определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете устанавливают федеральные стандарты бухгалтерского учета (п. 1 ч. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ).
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации, к которым относятся и товары, предназначенные для продажи, установлены ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (далее - ПБУ 5/01).
Согласно п. 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материально-производственных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материально-производственных запасов могут быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.
Иными словами, ПБУ 5/01 дает организации право самостоятельно определять единицу учета товара.
Товары так же, как и иные материально-производственные запасы, должны быть своевременно оприходованы. При этом поступившие от поставщиков счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на товар являются лишь основанием для приемки и оприходования товаров, порядок которого разрабатывается организацией самостоятельно (п.п. 3, 47, 48, 224 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).
Законодательство по бухгалтерскому учету содержит лишь требование производить денежное измерение объектов бухгалтерского учета, а также осуществлять документирование имущества и ведение бухгалтерского учета на русском языке (ст. 12 Закона N 402-ФЗ, п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 5 ПБУ 5/01).
Ни Законом N 402-ФЗ, ни ПБУ 5/01, ни иными положениями и методическими указаниями по бухгалтерскому учету не установлены какие-либо требования о соответствии наименования учетной единицы товара названию, указанному в сопроводительных документах поставщиков.
Нормы НК РФ также не содержат требований об идентичности наименования приобретаемых товаров, указанного в документах поставщика (счете-фактуре, накладной и т.п.), наименованию данных товаров в аналитическом учете покупателя. При этом в основе налогового учета лежат данные регистров бухгалтерского учета и первичных документов (п. 1 ст. 54, абзац второй п. 1 ст. 172, ст. 313 НК РФ).
Учитывая возникающие ситуации, когда в документах, поступающих от разных поставщиков, один и тот же товар (по назначению, физико-химической характеристике и прочим существенным для целей применения параметрам) различается наименованием, считаем, что в целях организации надлежащего учета и контроля товаров организация вправе устанавливать внутреннюю систему наименований товаров (иных материально-производственных запасов).
Указанную систему по учету (оприходованию) товара по определенному наименованию следует закрепить в учетной политике по бухгалтерскому учету (ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", смотрите также письмо Минфина России от 28.10.2010 N 03-03-06/1/670).
На наш взгляд, для этой цели необходимо составить и утвердить следующие документы:
- приказ (или отдельный пункт в учетной политике), в котором будет указано, что для учета и контроля товарно-материальных ценностей их учет будет вестись под наименованиями, зафиксированными внутренней номенклатурой;
- внутреннюю номенклатуру (полагаем, что товар, поступающий в организацию с целью дальнейшей продажи, должен быть оприходован в учете с таким же наименованием, с которым впоследствии он будет реализован);
- таблицу соответствия наименований товаров, покупных материалов и комплектующих, указанных в документах поставщиков, наименованиям внутренней номенклатуры.
Тогда приобретенный товар принимается к учету по внутренней номенклатуре в соответствии с названиями, указанными в таблице соответствия. При этом приходный ордер, которым оформляется принятие товара к учету, должен иметь отметку об изменении наименования с указанием данных (наименование товара, дата, номер) документов поставщика.
Более того, оприходование одного и того же товара под разным наименованием может привести ошибкам при его отгрузке (перемещении) и, как следствие, к затруднениям при осуществлении инвентаризации товаров (смотрите, например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2012 N 09АП-26757/12, ФАС Уральского округа от 10.05.2011 N Ф09-2429/11).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российской коллегии аудиторов Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
17 декабря 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним