Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

21.01.2015
ВОПРОС:
Какие обязательные документы должен сдать главный бухгалтер при увольнении по акту приема-передачи? За какой период?
ОТВЕТ:

Деятельность главного бухгалтера в организации, наряду с положениями Трудового кодекса РФ, регулируется также Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и Положением о главных бухгалтерах, утвержденным постановлением СМ СССР от 24.01.1980 N 59, которое продолжает действовать в части, не противоречащей законодательству РФ (далее - Положение).
Прием и сдача дел главными бухгалтерами производится на основании приказа руководителя организации. Этим приказом устанавливается срок приема-передачи дел, но этот срок не может быть более двух недель, так как согласно ст. 80 ТК РФ работник, в том числе и главный бухгалтер, имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом руководителя организации за две недели.
В соответствии с п. 6 Положения прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности.
В настоящее время специального нормативного правового документа, который бы регулировал порядок передачи дел от одного бухгалтера к другому, не существует.
Полагаем, организация вправе самостоятельно разработать соответствующие правила приема-передачи дел, установив наиболее оптимальный порядок и сроки приема-передачи дел главными бухгалтерами с целью минимизировать возможные риски.
Передавать необходимо все документы, относящиеся к личной сфере ответственности главного бухгалтера в соответствии с Законом N 402-ФЗ (в акте должны быть указаны наименования и другие реквизиты таких документов). Как известно, бухгалтерские документы должны храниться в организации не менее пяти лет (ст. 29 Закона N 402-ФЗ), поэтому передавать дела целесообразно за этот период. Также в акте может быть отражена информация об отсутствующих в бухгалтерии документах, о выявленных неточностях между данными учета и бухгалтерской отчетности.
Акт приема-передачи дел составляется для разграничения ответственности прежнего и нового главного бухгалтера. Его мы рекомендуем составить в трех экземплярах: один - прежнему главному бухгалтеру, второй - новому главному бухгалтеру, третий - для организации.
Утвержденной формы акта не существует, поэтому форму акта организация также вправе разработать сама.
Акт подписывается всеми сторонами, принимавшими участие в процедуре приема-передачи дел, и утверждается руководителем организации.
Отметим, что в трудовом договоре с главным бухгалтером может быть предусмотрено условие о его полной материальной ответственности за ущерб, причинённый работодателю (часть вторая ст. 243 ТК РФ). Вместе с тем согласно п. 7 Положения о главных бухгалтерах на главного бухгалтера не могут быть возложены обязанности, связанные с непосредственной материальной ответственностью за денежные средства и материальные ценности. Действующее трудовое законодательство и Закон N 402-ФЗ подобного запрета не содержат. В связи с этим, полагаем, проводить инвентаризацию имущества перед увольнением главного бухгалтера следует только в том случае, если ему это имущество непосредственно вверено (п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н).
Порядок проведения инвентаризации определен в приказе Минфина России от 13.06.1995 N 49, которым утверждены Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.
Помимо всего прочего, не следует забывать о смене банковских карточек, которые хранятся в банке и содержат образцы подписей руководителя и главного бухгалтера организации. Поэтому при увольнении главного бухгалтера новую карточку необходимо оформить на нового бухгалтера. Ведь подпись главного бухгалтера обязательна на всех расчетных документах организации, которые предъявляются в банк (платежные поручения, чеки и т.д.).
Таким образом, в настоящее время перечень документов, подлежащих передаче при смене главного бухгалтера, на законодательном уровне не установлен. Передавать целесообразно все документы, относящиеся к компетенции главного бухгалтера в соответствии с Законом N 402-ФЗ, за период, в котором они подлежали хранению.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Михайлова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

17 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики