Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

21.01.2015
ВОПРОС:
Детский сад, являющийся автономным дошкольным учреждением, имеет расчетный счет в банке, на который поступает родительская плата. Отражение родительской платы на счете 205.31 осуществляется на основании ведомости начисления родительской платы и бухгалтерской справки формы 0504833 (в разрезе сформированных групп детей). Родителям выдаются квитанции для оплаты авансового платежа за текущий месяц. В случае посещения ребенком детского сада неполный месяц, за который произведена оплата, перерасчет учитывается в следующем месяце. Банк предоставляет информацию, подтверждающую внесение оплаты родителями, в форме реестров с указанием данных каждого плательщика.
Какие документы следует сопоставлять с инвентаризационной ведомостью при невозможности составления акта сверки с каждым родителем?
ОТВЕТ:

Активы и обязательства подлежат инвентаризации (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств устанавливается локальным нормативным актом (приказом, распоряжением) госучреждения в рамках формирования учетной политики с учетом положений законодательства Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п.п. 6, 20 Инструкции N 157н). При этом оговариваются случаи и сроки проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации в различных случаях (письмо Минфина России от 30.12.2013 N 02-06-010/58448).
При разработке порядка проведения инвентаризации госучреждение вполне обоснованно может использовать положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания N 49), в части, не противоречащей требованиям Закона N 402-ФЗ и Инструкции N 157н.
В частности, п. 3.44 Методических указаний установлено, что инвентаризация расчетов должна подтвердить обоснованность сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Исходя из этого в основу инвентаризации расчетов должны быть положены сведения о задолженности, отраженные по состоянию на соответствующую календарную дату по счетам расчетов.
В части инвентаризации расчетов по родительской плате должны подлежать проверке первичные документы, подтверждающие обоснованность возникновения задолженности, правильность расчетов, формирования конечного сальдо на дату проведения инвентаризации и т.п.
Такими документами являются, например:
- Табель учета посещаемости детей (код формы 0504608), служащий для учета посещаемости детей в учреждениях, в том числе в целях последующего начисления сумм, причитающихся к уплате родителями за содержание детей в этих учреждениях;
- документы, подтверждающие поступление родительской платы (реестры, предоставляемые банком, иные документы);
- документы, на основании которых производился перерасчет родительской платы;
- иные документы для отражения в учете расчетов по родительской плате, использование которых в учреждении предусмотрено локальным нормативным актом (приказом, распоряжением) в рамках формирования учетной политики (например ведомости по расчетам с родителями за содержание детей в детском учреждении).
Для отражения результатов инвентаризации расчетов по доходам (доходным поступлениям) учреждений применяется Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (форма 0504091), утвержденная Приказом Минфина России от 15.12.2010 N 173н (далее - Приказ N 173н). В описи приводятся, в том числе, данные бухгалтерского учета, номер счета бухгалтерского учета, общая сумма задолженности плательщика ("всего"), в том числе подтвержденная дебитором, не подтвержденная дебитором, а также сумма задолженности с истекшим сроком исковой давности.
При этом форма акта сверки расчетов приказом 173н не предусмотрена. Отметим, что законодательство в принципе не содержит обязанности составления акта сверки при расчетах с контрагентами по каждой операции или по каким-то отчетным периодам. Составление акта сверки можно отнести к обычаю делового оборота. Это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством (ст. 5 Гражданского кодекса РФ).
По мнению специалистов Минфина России, акт сверки может составляться по соглашению сторон, при этом его отсутствие нарушением не является.
Применительно к рассматриваемой ситуации оформление акта сверки (другого аналогичного документа) с родителями каждого ребенка, посещающего детский сад, по меньшей мере затруднительно. Тем не менее при необходимости (например в случае разногласий с родителями о числящейся за ними задолженности) может быть произведена сверка расчетов с родителями (в том числе и выборочная) для сопоставления с данными бухгалтерского учета учреждения.
В заключение отметим, что без постоянного должного контроля за своевременным и полным поступлением родительской платы учреждение рискует увеличением показателей дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности, что, в свою очередь, является предметом контроля со стороны учредителя и ревизионных органов. По этой причине наблюдение за состоянием дебиторской и кредиторской задолженностей должно быть включено в число обязательных мероприятий внутреннего финансового контроля учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

16 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики