Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

22.01.2015
ВОПРОС:
Может ли заказчик, на которого распространяются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, арендовать муниципальное недвижимое имущество без проведения закупочных процедур в соответствии с этим законом, учитывая предусмотренную ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ возможность заключения договора аренды государственного (муниципального) имущества с государственным (муниципальным) учреждением без проведения торгов?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Договоры аренды недвижимости (в том числе муниципальной) должны заключаться заказчиком с соблюдением положений Закона N 44-ФЗ. Такие договоры независимо от размера арендной платы могут заключаться без проведения торгов (с единственным контрагентом) на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
Действительно, согласно п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) муниципальное имущество может передаваться в аренду государственным или муниципальным учреждениям без проведения торгов.
Вместе с тем лица, являющиеся заказчиками в соответствии с пунктами 5-7 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), за отдельными исключениями (ч. 2 ст. 1, а также ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) должны осуществлять все закупки с соблюдением порядка, предусмотренного этим законом. Как прямо указано в п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, предусмотренный этим законом порядок распространяется и на отношения, связанные с заключением заказчиками договоров аренды.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ, выбирает в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Это получает развитие в ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона. Следовательно, закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых дан в ч. 1 ст. 93 этого Закона.
К числу таких исключений отнесена и аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ)*(1). Приведенная норма в равной мере распространяется на договоры аренды любой перечисленной в ней недвижимости, в том числе и муниципальной, и не содержит каких-либо ограничений в отношении цены (срока, иных условий) договора аренды, которые должны соблюдаться для возможности заключения договора аренды недвижимости без проведения конкурентных процедур.
Таким образом, заказчик вправе заключить договор аренды помещения (здания) без проведения конкурентных процедур (с единственным контрагентом) на основании п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
В заключение отметим, что заказчик не лишен возможности осуществить такую закупку и иными способами, предусмотренными Законом N 44-ФЗ. В частности, договор аренды помещения может быть заключен учреждением по итогам проведения запроса котировок (с учетом требований ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ) или по итогам проведения электронного аукциона. То обстоятельство, что Закон о защите конкуренции позволяет передавать муниципальное (государственное) имущество в аренду государственным или муниципальным учреждениям без проведения торгов, никак не препятствует осуществлению закупки путем проведения аукциона или запроса котировок, поскольку участниками соответствующей конкурентной процедуры в этом случае будут потенциальные арендодатели, а не арендаторы, как в случае проведения торгов в соответствии с Законом о защите конкуренции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

26 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Отметим, что указанная норма до внесения в нее изменений Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ, вступивших в силу 4 июня 2014 года, допускала осуществление закупки у единственного арендодателя в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, определенных, соответственно, правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации. В указанных правовых актах устанавливались наименование заказчика, информация об арендуемом объекте недвижимого имущества с указанием его мощности, цена такого контракта, а также срок аренды. Нынешняя редакция п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ подобных ограничений не содержит.

Все консультации данной рубрики