Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

22.01.2015
ВОПРОС:
Казенное учреждение списало с учета и сдало автомобиль на металлолом. Деньги от сдачи металлолома перечислены напрямую от организации, занимающейся приемом лома и отходов черных и цветных металлов, Департаменту имущества.
Нужно ли исчислить НДС и налог на прибыль? Какие проводки нужно сделать?
ОТВЕТ:

Налог на прибыль

С 1 января 2011 года не учитываются при налогообложении прибыли доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций (пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Напомним, что под государственными (муниципальными) услугами понимаются услуги, оказываемые органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них законодательством полномочий по запросам заявителей (физических и юридических лиц) (ст. 6 БК РФ, п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", письмо Минфина России от 20.07.2011 N 03-03-06/4/78).
По мнению специалистов финансового ведомства, положения пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ применяются к тем государственным (муниципальным) услугам (работам), оказание (выполнение) которых напрямую связано с предусмотренными законодательством Российской Федерации полномочиями органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (письмо Минфина России от 01.03.2012 N 03-03-10/18). Свидетельствовать о такой связи могут, например, соответствующие перечни государственных (муниципальных) услуг (письмо Минфина России от 01.08.2011 N 03-03-06/4/84).
В остальных же случаях учреждению следует руководствоваться следующим правилом:
- казенные учреждения не исключены из числа плательщиков налога на прибыль организаций (ст. 246 НК РФ), а зачисление в соответствии с бюджетным законодательством определенных доходов в бюджет вовсе не означает, что такие средства не учитываются при налогообложении прибыли (письмо Минфина России от 24.03.2010 N 03-03-06/4/30);
- доходы казенных учреждений, прямо не поименованные в ст. 251 НК РФ, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ);
- уплата налога на прибыль осуществляется учреждением в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Таким образом, доходы, полученные казенным учреждением от реализации металлолома, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе доходов от реализации в порядке, установленном гл. 25 НК РФ. При этом согласно пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома, учреждение вправе уменьшить на стоимость реализованного металлолома, определенную в порядке, установленном абзацем 2 п. 2 ст. 254 НК РФ.

НДС

Согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ лома и отходов черных и цветных металлов.
Положения данного пункта обоснованно могут применяться и казенными учреждениями при реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося в процессе их деятельности*(1).

Бюджетный учет

Выбытие списанного имущества отражается в учете на основании Акта о его списании только после реализации мероприятий, предусмотренных этим актом (смотрите, в частности, п.п. 51, 52 Инструкции N 157н). К таким мероприятиям относятся демонтаж, разборка, уничтожение, утилизация, реализация и т.п.
По итогам таких мероприятий к учету должны быть приняты материальные ценности, пригодные для дальнейшего использования (запасные части, шины, аккумуляторы, металлолом и прочее).
При отсутствии весового оборудования количество (вес) приходуемых материальных запасов (металлолома) может определяться расчетным путем.
Фактическая стоимость материальных запасов (металлолома), остающихся в результате разборки, утилизации (ликвидации), основных средств или иного имущества, в соответствии с положениями п. 106 Инструкции N 157н определяется исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, стоимости доставки. При этом текущая рыночная стоимость должна определяться в порядке, установленном п. 25 Инструкции N 157н.
Доходы учреждения (бюджета) отражаются в момент возникновения требований к специализированной организации согласно положениям договора на реализацию металлолома (п. 197 Инструкции N 157н).
Прием лома и отходов черных и цветных металлов проводится по массе нетто, определяемой как разность между массой брутто и массой транспортного средства, тары и засоренности (п. 6 Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от 11.05.2001 NN 369, 370, далее - Правила NN 369, 370). При этом согласно п. 10 Правил N 369 и п. 11 Правил N 370 лицу, сдающему металлолом, выдается экземпляр Приемосдаточного акта (Приложение N 1 к Правилам NN 369, 370). В данном акте содержится вся информация, необходимая для отражения в учете начисления доходов: вес нетто, цена (с учетом засоренности металлолома), а также сумма, которую должна уплатить специализированная организация.
В силу различных обстоятельств цена, по которой фактически реализуется металлолом, может существенно отличаться от той рыночной стоимости, по которой он был оприходован. Однако применяемые в настоящее время стандарты бухгалтерского учета не требуют в таких случаях корректировать стоимость металлолома. Соответственно, реализация металлолома осуществляется по цене, зафиксированной в договоре купли-продажи, а его списание - по той стоимости, по которой он был принят к учету. Разница между фактической стоимостью лома и ценой реализации формирует финансовый результат учреждения от данной операции.
А вот организация количественного учета каких-либо материальных запасов согласно расчетным, а не фактическим данным Инструкцией N 157н не предусмотрена. В этой связи в учреждении может быть принято решение об исправлении первоначальных учетных данных о массе принятого к учету металлолома согласно данным по графе "Вес нетто" Приемосдаточного акта.
Выбытие металлолома в данном случае, по нашему мнению, может быть отражено на основании документа, подтверждающего реализацию (отгрузку, передачу) учреждением материальных ценностей, например, Накладной на отпуск материалов на сторону (форма 0315007) или иного документа, оформленного в рамках обычая делового оборота, содержащего обязательные реквизиты первичного учетного документа (п. 7 Инструкции N 157н, ст. 9 Закон N 402-ФЗ).
В соответствии с положениями Инструкции N 162н в бюджетном учете казенного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена с применением следующей корреспонденции:
1) Дебет КРБ 1 104 35 410 Кредит КРБ 1 101 35 410
- отражено списание транспортного средства с балансового учета;
2) Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- оприходован металлолом, полученный в связи со списанием транспортного средства исходя из расчетного веса и стоимости, определенной профильной комиссией (Акт о приемке материалов (форма 0315004), Акт о списании (форма 0306004);
3) Дебет КРБ 1 105 36 340 Кредит КДБ 1 401 10 172
- на основании Приемосдаточного акта уточнен вес металлолома (если на основании Приемосдаточного акта фактический вес металлолома меньше отраженного в учете, проводка оформляется способом "Красное сторно");
4) Дебет КДБ 1 401 10 172 Кредит КРБ 1 105 36 440
- на основании Приемосдаточного акта отражено списание металлолома в связи с реализацией;
5) Дебет КДБ 1 205 74 560 Кредит КДБ 1 401 10 172
- начислен доход от реализации металлолома;
4) Дебет КРБ 1 401 20 290 Кредит КРБ 1 303 03 730
- начислена задолженность учреждения по налогу на прибыль;
5) Дебет КРБ 1 303 03 830 Кредит КРБ 1 304 05 290
- перечислен налог на прибыль;
6) Дебет КДБ 1 304 04 440 Кредит КДБ 1 303 05 730
- казенным учреждением оформлено и направлено в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (форма 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета;
7) Дебет КДБ 1 303 05 830 Кредит КДБ 1 205 74 660
- на основании поступившего в казенное учреждение Извещения (форма 0504805) с соответствующими отметками администратора кассовых поступлений в бюджет отражено поступление денежных средств в доход бюджета с одновременным списанием задолженности контрагента.
По закрытию финансового года суммы завершенных в финансовом году расчетов по безвозмездной передаче (поступлению) финансовых активов (обязательств), учтенные на счете 0 304 04 000 "Внутриведомственные расчеты", отражаются у казенного учреждения и администратора кассовых поступлений в бюджет в корреспонденции со счетом 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов".

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Реализация металлолома госучреждениями;
- Энциклопедия решений. Налогообложение операций по реализации металлолома госучреждениями;
- Энциклопедия решений. Учет операций по реализации металлолома госучреждениями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

26 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Подробнее смотрите Энциклопедию решений. Освобождение от налогообложения НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов.

Все консультации данной рубрики