Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
27.01.2015
- Приказом ФМС России внесено изменение в название и устав Федерального казенного учреждения Федеральной миграционной службы РФ.
Требуется ли представлять в регистрирующий орган сведения об изменениях в уставе и приказ о внесении таких изменений в подлиннике, или допускается их представление в виде заверенной копии?
В соответствии с п. 6 ст. 52 ГК РФ изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях.
В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) устав является учредительным документом казенного учреждения.
Пунктом 32 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений (утверждено постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539) предусмотрено, что устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Согласно п. 3.1 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти (утвержден постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452) решения федерального органа исполнительной власти, как правило, оформляются в виде приказа федерального органа исполнительной власти. Решения ФМС России оформляются в виде приказов и распоряжений ФМС России (п. 3.1 Регламента Федеральной миграционной службы, утвержденного приказом ФМС России от 25.09.2012 N 303).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации изменений в учредительных документах юридического лица, установлен п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с этой нормой и с учетом вышеизложенного для государственной регистрации изменений в уставе федеральному казенному учреждению (далее также - учреждение) необходимо представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующий орган), следующие документы:
- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001, утверждена приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), подписанное заявителем, которым в этом случае выступает руководитель казенного учреждения (п. 1 ст. 30 Закона N 7-ФЗ, пп. "а" п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ); если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
- приказ, в соответствии с которым в устав учреждения вносятся изменения;
- изменения, вносимые в устав, или устав в новой редакции;
- документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 800 рублей - пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Отметим, что для случаев, когда у юридического лица меняется наименование, Закон N 129-ФЗ не требует представлять решение об изменении наименования юридического лица отдельно от решения о внесении изменений в его учредительные документы.
Закон N 129-ФЗ прямо не указывает, должны ли изменения в уставе (устав в новой редакции) и решение о внесении таких изменений (протокол общего собрания участников, приказ органа, осуществляющего полномочия учредителя, и т.д.) представляться в подлиннике или возможно их предоставление в виде копий. Однако необходимо заметить, что в соответствии с пп. "е" п. 1 ст. 5 этого федерального закона в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) содержатся подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица. Согласно пп. "в" п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ один из двух экземпляров изменений в уставе (устава в новой редакции) с отметкой регистрирующего органа выдается заявителю или его представителю одновременно с документом, подтверждающим факт внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации соответствующих изменений (устава) (п.п. 1-3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ). Возможность представления одного из двух экземпляров изменений в уставе или устава в новой редакции в виде копии закон не предусматривает. Поэтому мы полагаем, что учреждение должно представить в регистрирующий орган изменения в уставе (или устав в новой редакции) в двух экземплярах в виде подлинника. Аналогичное мнение высказывалось в судебной практике (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 20.12.2012 N Ф05-13330/12 и от 09.11.2012 N Ф05-11125/12).
Что касается решения (приказа) о внесении изменений в устав (об утверждении устава в новой редакции), отметим следующее. Пункт 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, определяющий содержание ЕГРЮЛ, не указывает, что такой документ подлежит включению в состав документов, которые содержатся в этом реестре. Требования об обязательном представлении этого документа в виде подлинника правила Закона N 129-ФЗ не предусматривают. Следовательно, с нашей точки зрения, Закон N 129-ФЗ не исключает представление решения (приказа) в виде копии, соответствие которой подлиннику засвидетельствовано в установленном порядке.
В соответствии с п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" (утвержден приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) юридической значимостью (свойством документа выступать в качестве подтверждения деловой деятельности либо событий личного характера) может обладать копия документа, заверенная в установленном порядке. Статья 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I предусматривает свидетельствование верности копий документов в нотариальном порядке. Такое нотариальное действие представляет собой свидетельствование тождественности текста предъявленной нотариусу копии с оригиналом (п. 1.1 Методических рекомендаций по свидетельствованию верности копий документов и выписок из них, утвержденных правлением Федеральной нотариальной палаты. Протокол 03/03 заседания Правления ФНП от 26-27.03.2003).
Инструкция по делопроизводству в системе ФМС России (утверждена приказ ФМС России от 08.11.2010 N 400, далее - Инструкция) не предусматривает составление более одного экземпляра документа этого федерального органа исполнительной власти в подлиннике (том числе в виде дубликата подлинника). Вместе с тем названная Инструкция допускает изготовление копий документов ФМС России и свидетельствование верности таких копий (или выписок из документов) в порядке, который предусмотрен п. 56 упомянутой Инструкции.
Поэтому, с нашей точки зрения, приказ о внесении изменений в устав может быть представлен в регистрирующий орган не только в подлиннике, но и в виде копии, соответствие которой подлиннику может быть засвидетельствовано нотариально или должностным лицом ФМС России, обладающим необходимыми для этого полномочиями. Этот вывод косвенно подтверждается и судебной практикой, в которой неоднократно высказывалось мнение о том, что документы, представляемые в регистрирующий орган для внесения записей в ЕГРЮЛ (помимо учредительных документов и изменений в них), могут быть представлены не только в подлиннике, но и в виде копии, заверенной в установленном порядке (постановления Арбитражного суда Московского округа от 17.09.2014 N Ф05-10203/14, ФАС Московского округа от 23.08.2012 N Ф05-6911/12, ФАС Волго-Вятского округа от 11.02.2014 N Ф01-13268/13).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
29 декабря 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним