Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

28.01.2015
ВОПРОС:
Организации принадлежит на праве собственности часть здания (нежилое помещение), которая сдается в аренду. Рядом с этим зданием есть котельная (негазовая), которая принадлежит арендатору. По условиям договора аренды арендатор осуществляет отопление (теплоснабжение) арендуемого помещения за счет собственной котельной. При этом какого-либо соглашения, предметом которого являлась бы поставка тепловой энергии арендодателю, между сторонами договора не заключено.
Считается ли, что в этой ситуации арендатор поставляет тепловую энергию? Необходимо ли получать какие-либо разрешительные документы арендатору на поставку тепловой энергии и (или) утверждать тарифы на ее поставку?
ОТВЕТ:

Правовые основы отношений, возникающих в связи с производством, передачей и потреблением тепловой энергии, определены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 этого Закона договоры поставки тепловой энергии заключаются единой теплоснабжающей организацией, определенной Федеральной службой по тарифам, с теплоснабжающими (теплосетевыми) организациями (смотрите также раздел IV Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808). Потребители приобретают тепловую энергию для собственных нужд (для использования на принадлежащих им теплопотребляющих установках) по договорам теплоснабжения, заключаемым с теплоснабжающими организациями (п. 9 ст. 2, ч. 1 ст. 15 Закона N 190-ФЗ).
Согласно п. 11 ст. 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающей признается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение.
Напомним, что юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2 ст. 1 ГК РФ).
Действующим законодательством изъятий и ограничений оборотоспособности источников тепловой энергии, тепловых сетей и теплоносителя, а также ограничений в отношении круга их собственников не установлено. Ни Законом N 190-ФЗ, ни другими федеральными законами не установлены какие-либо требования в отношении организационно-правовых форм теплоснабжающих организаций, обязательного наличия в их уставном капитале доли государства (муниципальных образований) или обязательного членства таких организаций в саморегулируемых организациях. Деятельность по передаче тепловой энергии также не подлежит лицензированию (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; смотрите также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.05.2013 N Ф02-1805/13 по делу N А33-11222/2012)*(1).
С учетом изложенного организация, владеющая источником тепловой энергии (к примеру котельной), имеет принципиальную возможность продавать тепловую энергию потребителям на основании договоров теплоснабжения.
Между тем в рассматриваемой ситуации, как это следует из вопроса, какого-либо иного соглашения, предметом которого бы являлась передача (поставка) тепловой энергии арендодателю, между сторонами договора аренды не заключено. Условие же договора о теплоснабжении арендуемого помещения за счет котельной арендатора само по себе еще не означает наличия между сторонами договора теплоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 611 Гражданского кодекса РФ арендодатель обязан передать арендатору имущество в состоянии, пригодном для его эксплуатации по назначению. Как представляется, поддержание арендуемых помещений в надлежащем состоянии предполагает в том числе обеспечение их теплоснабжения. По сути, обеспечение подачи энергии можно отнести к характеристикам арендуемого помещения, а расходы на обеспечение этих характеристик - к расходам на содержание помещения. На практике обязанность по организации предоставления необходимых арендатору "коммунальных услуг", как правило, возлагается по договору на арендодателя, а арендатор возмещает соответствующие расходы.
В то же время нормы статьи 616 ГК РФ, определяющей обязанности сторон по содержанию арендованного имущества, являются диспозитивными. Стороны вправе возложить обязанность по обеспечению теплоснабжения арендуемых помещений на арендатора (как и в описанной Вами ситуации). Учитывая изложенное, подобное условие договора, на наш взгляд, следует квалифицировать как условие о распределении между сторонами расходов на содержание арендованного имущества и об определении связанных с этим обязанностей сторон. Исполняя соответствующую обязанность, в приведенной ситуации арендатор осуществляет теплоснабжение арендуемого помещения собственными силами и для собственных нужд. Арендодатель же стороной договора теплоснабжения не является.
Сказанное, однако, не отменяет для сторон возможности заключить договор теплоснабжения. При этом следует учитывать, что реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя является регулируемым видом деятельности, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию (п. 18 ст. 2 Закона N 190-ФЗ). Цена реализации тепловой энергии может определяться по соглашению сторон договора только в случаях, указанных в Законе N 190-ФЗ (смотрите также ч. 9 ст. 15 этого Закона).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

24 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) В зависимости от технических параметров (температура нагрева воды, емкость и др.) котельная может быть признана опасным производственным объектом, для эксплуатации которого необходима лицензия (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). В этом случае эксплуатация котельной в отсутствие соответствующей лицензии (даже для собственных нужд) может повлечь для организации ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (смотрите также постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2011 N 05АП-5790/11, Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2012 N 10АП-673/12, Первого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2012 N 01АП-3199/12).

Все консультации данной рубрики