Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

28.01.2015
ВОПРОС:
В бюджетное учреждение в 2014 году поступили денежные средства от реализации макулатуры, металлолома на лицевой счет учреждения 2 201 11 510 по статье 440 КОСГУ. В настоящее время учреждением перечисление налога на прибыль и НДС при реализации металлолома и макулатуры отражается по статье 130 КОСГУ при поступлении выручки на лицевой счет по статье 440 КОСГУ. На таком подходе настаивает финансовый орган, при этом ситуация вызывает претензии вышестоящей организации, так как в бухгалтерской отчетности (форма 0503721) по соответствующей строке при отсутствии дохода по статье 130 КОСГУ отражена сумма налогов со знаком "минус", а Планом финансово-хозяйственной деятельности поступлений (выбытий) по статье 130 КОСГУ не предусмотрено.
По какой статье КОСГУ будет правильно отразить налог на прибыль и НДС в данной ситуации?
ОТВЕТ:

Операции по реализации имущества относятся к приносящей доход деятельности бюджетного учреждения (п. 4 ст. 9.2, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Суммы, полученные бюджетным учреждением за реализованный металлолом и макулатуру, поступают в его самостоятельное распоряжение (смотрите п. 3 ст. 41 БК РФ, п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ, письмо Минфина России от 24.04.2012 N 02-04-10/1464).
При этом согласно п. 13 ст. 250 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) стоимость оприходованного металлолома, макулатуры является внереализационным доходом учреждения.
Выручку от реализации этих видов материальных активов учреждение вправе уменьшить на расходы, связанные с их продажей (пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). К таким расходам относятся расходы на хранение, упаковку, транспортировку.
В силу п. 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ доход, полученный от реализации металлолома и макулатуры, может быть уменьшен на их стоимость, которая ранее была включена в состав внереализационных доходов.
Кроме того, по общему правилу реализация товаров (в том числе материальных ценностей, поступающих в распоряжение учреждения после списания основных средств) признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Освобождаются от налогообложения только те операции, которые перечислены в ст. 149 НК РФ. Так, в соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация лома и отходов черных и цветных металлов. Реализация же макулатуры подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке (ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 07.10.2008 N 03-03-06/4/67).
Следует отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ учреждения могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 миллионов рублей.
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), операции, отражающие финансовый результат от операций с активами (основными средствами, нематериальными активами, непроизведенными активами, материальными запасами), отражаются по подстатье 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ. При этом для отражения кассовых поступлений и выбытий данная подстатья КОСГУ не применяется. Зачисление денежных средств от реализации металлолома и макулатуры следует отражать по статье 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Иными словами, при отражении на счетах бухгалтерского учета бюджетного учреждения операций по реализации металлолома и макулатуры учреждению следует применять подстатью 172 "Доходы от операций с активами" КОСГУ. А вот код КОСГУ, по которому доходы от реализации данных активов учтены на лицевом счете (в рассматриваемой ситуации это код 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов" КОСГУ), должен быть учтен бюджетным учреждением только при формировании показателей по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения". Кроме того, данный код может использоваться при формировании плановых показателей по поступлениям денежных средств в бюджетное учреждение.
Выбытия же с лицевого счета бюджетного учреждения не всегда квалифицируются в качестве "расходных" операций, в ряде случаев речь может идти об уменьшении доходов организации.
Данная позиция связана прежде всего с существующим в настоящее время подходом к определению понятия расходов: под расходами понимаются затраты, направленные на обеспечение выполнения функций учреждений, в том числе и на уплату налогов (сборов, взносов), включаемых в соответствии с действующим законодательством в состав расходов.
На основе приведенного подхода осуществляется исполнение плана ФХД учреждений - из общего "объема" доходов выделяется часть, которая подлежит использованию на обеспечение выполнения функций учреждения, и в дальнейшем именно за счет этой части доходов осуществляются расходы. Так, на практике в качестве уменьшения доходов учреждения учитываются операции по уплате налога на прибыль и НДС по следующим основаниям:
- НДС, по сути, является частью цены товара (работы, услуги), подлежащей уплате по договору (смотрите, в частности, п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09), поэтому не включается в состав расходов;
- налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли организации. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с Главой 25 НК РФ. При этом п. 4 ст. 270 НК РФ установлено, что суммы начисленного налога на прибыль в состав расходов не включаются.
Иными словами, НДС и налог на прибыль не включаются в состав расходов, а уменьшают начисленный доход. Следовательно, их уплату следует отражать в Плане ФХД учреждения по приносящей доход деятельности как уменьшение дохода по тому коду КОСГУ, по которому он был получен.
В настоящее время решением бюджетного учреждения, принятым в рамках его учетной политики, операции по уплате НДС и налога на прибыль должны отражаться по одной из двух статей КОСГУ:
- 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)";
- 180 "Прочие доходы".
Такой порядок применения КОСГУ, безусловно, облегчает работу бухгалтера - нет необходимости "делить" платежи по указанным выше налогам в разрезе соответствующих "доходных" кодов КОСГУ.
В то же время независимо от того, за счет какого кода КОСГУ осуществлялась уплата НДС и налога на прибыль (130 или 180), начисление этих налогов по доходам от реализации активов должно отражаться по дебету счета 2 401 10 172 "Доходы от собственности" и кредиту счетов 2 303 04 000 "Расчеты по налогу на добавленную стоимость", 2 303 03 000 "Расчеты по налогу на прибыль организаций" (п. 151 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).
Из содержания Указаний N 65н следует, что уплата НДС и налога на прибыль за счет кода 130 или кода 180 является не правом, а обязанностью бюджетных учреждений. Во всяком случае именно так соответствующие нормы Указаний N 65н, как правило, трактуют в казначейских органах.
С учетом изложенного в бухгалтерском учете учреждения операции по реализации металлолома (макулатуры) (при поступлении выручки на лицевой счет в финансовом органе) и уплате НДС и налога на прибыль с данной реализации могут быть отражены следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 2 205 72 560 Кредит 2 401 10 172
- начислен доход от реализации металлолома (макулатуры);
2) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 205 72 660
- поступление денежных средств от реализации нефинансовых активов, одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по коду КОСГУ 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов".
3) Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 303 03 730 (2 304 03 730)
- начислен налог на прибыль (НДС);
4) Дебет 2 303 03 830 (2 303 04 830) Кредит 2 201 11 610
- перечислен налог на прибыль (НДС), одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" по соответствующему коду КОСГУ (130 или 180), определенному учетной политикой.
В отдельных случаях доходы от реализации активов, учитываемые по коду код 440, могут являться единственным доходом, получаемым бюджетным учреждением. Очевидно, что при подобных обстоятельствах выполнить требование об уплате НДС и налога на прибыль за счет кода 130 или кода 180 просто невозможно. В подобных ситуациях учреждению следует согласовывать порядок уплаты НДС и налога на прибыль с казначейскими органами, в которых им открыты лицевые счета.
При этом следует иметь в виду, что любые, казалось бы, очевидные решения данного вопроса в той или иной мере идут вразрез с требованиями Указаний N 65н:
- уплата рассматриваемых налогов за счет кода КОСГУ 440 прямо противоречит положениям Указаний N 65н;
- получение доходов от реализации активов по двум кодам КОСГУ (440 и 130 (180)) не в полной мере соответствует Указаниям N 65н, так как НДС, по сути, является частью цены товара (работы, услуги), подлежащей уплате по договору (смотрите, в частности, п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09), а налог на прибыль согласно главе 25 НК РФ уплачивается налогоплательщиками исходя из величины полученных ими доходов, уменьшенной на величину произведенных расходов;
- возможность перевода на код 130 (180) в целях уплаты налогов части доходов, учтенных на лицевых счетах по коду 440, должна быть предусмотрена правовым актом, определяющим порядок проведения кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений.
Несмотря на требования Указаний N 65н в части применения кодов КОСГУ при уплате НДС и налога на прибыль указанные операции в бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных бюджетных учреждений, согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, специалистами Минфина России рекомендовано отражать в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (форма 0503737) в разд. 1 "Доходы учреждения" по строкам соответствующим, полученным доходам со знаком "минус" (смотрите, например, письмо от 10.09.2012 N 02-04-12/3601).
Соответственно, применительно к рассматриваемой ситуации уплату налогов от реализации металлолома (макулатуры), отраженных по статье 130 или 180, в Отчете (форма 0503737) можно отразить по строке 095 (КОСГУ 440 "Доходы от выбытий материальных запасов") со знаком "минус".
В то же время считаем не лишним согласовать с учредителем порядок отражения показателей Отчета (форма 0503737) в части доходов от реализации нефинансовых активов, а также НДС и налога на прибыль с данной реализации и закрепить указанный порядок в учетной политике учреждения.
Что касается порядка заполнения иных форм годовой бухгалтерской отчетности (в частности Отчета о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721) (далее - Отчет (форма 0503721)) и Отчета об обязательствах, принятых учреждением (форма 0503738) (далее - Отчет (форма 0503738)), то здесь следует помнить следующее.
Согласно положениям Инструкции N 33н Отчет (форма 0503721) содержит данные о финансовых результатах деятельности учреждения в разрезе аналитических кодов доходов (поступлений), расходов (выплат) без учета результата заключительных операций по закрытию счетов при завершении финансового года, проведенных 31 декабря отчетного финансового года.
В разделе доходы Отчет (форма 0503721) отражаются кредитовые обороты по счету 40110 в разрезе КОСГУ за вычетом сумм начисленного НДС.
В частности, по строке 093 подлежит отражению сумма по данным счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" в части операций с нефинансовыми активами, увеличенная на сумму начисленного за счет этого дохода налога на прибыль организаций.
Т.е. по этой строке учреждению следует показать всю сумму поступившего дохода, отраженного на счете 2 401 10 172, за вычетом сумм начисленного НДС.
Согласно п. 48 Инструкции N 33н в Отчете (форма 0503738) отражаются данные по расходам (выплатам), по которым утвержденным на текущий (отчетный) финансовый год Планом ФХД учреждения предусмотрено принятие обязательств. При этом в графа 9 "Исполнено денежных обязательств" заполняется на основании аналитических данных, отраженных по забалансовым счетам 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения", открытым к счетам 020100000 "Денежные средства учреждения" по данным оборотов по соответствующим счетам за отчетный период, в разрезе видов расходов (выплат) без учета возврата сумм исполнения денежных обязательств, произведенного в прошлом финансовом году.
Так как операция по реализации имущества учреждения является доходной, а операции по уплате налогов, отражаемых в учете как уменьшение доходов, отражаются в учете в качестве операций по выбытию денежных средств, отражаемых как уменьшение по забалансовому счету 17, данные операции отражению в Отчете (форма 0503738) не подлежат.
Обращаем внимание: положения Инструкции N 33н приведены в редакции проекта с учетом изменений. Ознакомиться с проектом Инструкции N 33н Вы можете на сайте Минфина России (http://minfin.ru/ru/budget/bu_gs/budgetotchet/).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

23 декабря 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики