Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
30.01.2015
- Учреждение культуры планирует заключить договоры на водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение (и другие) на 2015 год. Учитывая, что учредитель (Министерство культуры) не утвердил план финансово-хозяйственной деятельности, было решено заключить договоры после праздников.
Правомерно ли заключение договора 30.01.2015, а возникновение обязательств по договору с 01.01.2015?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, распространение действия госконтракта на отношения, возникшие до его заключения, противоречит Закону N 44-ФЗ.
Обоснование вывода:
По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 425 ГК РФ, стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора. Распространение условий договора на предшествующий его заключению период возможно в том случае, когда между сторонами фактически существовали соответствующие отношения (постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 1928/05).
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) не содержит прямого запрета на включение в контракт такого условия.
Вместе с тем необходимо учитывать следующее.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном этим Законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с данным Законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении контрагента, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Под определением контрагента понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных этим Законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта (п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, заключение контракта является частью определения контрагента, которое, в свою очередь, является частью закупки, и все эти действия должны совершаться в порядке, определенном Законом N 44-ФЗ.
Исходя из положений ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ решение о способе определения контрагента должно приниматься заказчиком в соответствии с положениями данного Закона. Причем за принятие решения о способе определения контрагента, в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного контрагента, с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, предусмотрена административная ответственность (ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ). Отсюда следует, что определению контрагента всегда должен предшествовать выбор способа (процедуры), посредством которого такое определение будет осуществляться. Это относится и к закупке у единственного контрагента, которому должно предшествовать определение оснований для закупки этим способом.
При этом из ст.ст. 158, 420, 431 ГК РФ можно сделать вывод, что под договором в Гражданском кодексе РФ понимается не только подписанный сторонами документ, но и соглашение, выражение сторонами общей воли, направленной на возникновение обязательств, то есть отношений, в силу которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие - передача имущества, выполнение работы, уплата денег и т.п. - либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ, смотрите также ст.ст. 434 и 438 ГК РФ). Отсюда следует, что в определенных случаях начало исполнения обязательств даже до формального подписания сторонами контракта свидетельствует о фактическом возникновении между сторонами договорных отношений, то есть о заключении ими договора.
Таким образом, если обязательства между будущими сторонами контракта начинают исполняться до подписания контракта, это может быть истолковано как закупка без соблюдения порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ, то есть с нарушением закона.
Причем, как следует из ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, исполнение контракта включает в себя комплекс мер перечисленных в данной части (в частности приемка товаров, работ и услуг, их оплата, применение мер ответственности и прочее), реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством. Иными словами, по смыслу указанной нормы, исполнение контракта возможно только после его заключения (разумеется, в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ). Следовательно, включение в контракт условия о распространении его действия на ранее возникшие отношения может быть признано неправомерным. Аналогичная позиция изложена в п. 4 решения УФАС по Калининградской области от 28.05.2014 N КС-116/2014. В нем, в частности, отмечается, что "в условиях осуществления закупок в рамках Закона N 44-ФЗ никакие отношения между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком, до завершения процедуры осуществления закупки, не могут существовать. Такое положение вещей противоречит целям Закона N 44-ФЗ, основанным на принципах открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасевич Любовь
Ответ прошел контроль качества
12 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним