Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.10.2011
ВОПРОС:
Как документально оформить и отразить в бюджетном учете поступление объектов основных средств (движимого имущества) в рамках централизованного снабжения при движении объектов между учреждениями разных уровней бюджетов (оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на него будет переходить к другому публично-правовому образованию)?
ОТВЕТ:

Действующие в настоящее время нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения бюджетного учета, не содержат специального порядка организации учета при централизованном снабжении.

Следовательно, учреждениям, постоянно получающим основные средства в рамках централизованного снабжения, в рамках учетной политики желательно определить подробный порядок организации бюджетного учета в подобных ситуациях. При этом положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н, от 06.12.2010 N 162н, в данном случае следует применять в системной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

Документальное оформление

В рамках централизованного снабжения в учреждение могут поступать следующие виды имущества:
* закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (ст.ст. 120, 296 ГК РФ);
* передаваемое учреждению на праве безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ);
* передаваемое на хранение (глава 47 ГК РФ);
* статус которого не определен.

В дальнейшем на основании поступающих в организацию документов статус имущества может изменяться и, соответственно, будет изменяться порядок его дальнейшего учета.

При осуществлении централизованного снабжения отгрузка конечным получателям имущества может осуществляться:
* поставщиками в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов;
* учреждениями (органами власти, местного самоуправления), ранее принявшими от поставщиков приобретенное в рамках государственных (муниципальных) контрактов имущество.

Обратите внимание: по общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ).

Иными словами, для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения поступающих в рамках централизованного снабжения активов в балансовом учете учреждение должно располагать документами, подтверждающими:
* принятие уполномоченным органом решения о передаче имущества на праве оперативного управления;
* приемку-передачу имущества на основании такого решения.

Так, решение о закреплении имущества на праве оперативного управления может быть оформлено в виде отдельного правового акта уполномоченного органа власти (местного самоуправления) или же может содержаться в государственном (муниципальном) контракте, иных документах (правовых актах).

Сам факт передачи имущества на праве оперативного управления, кроме Извещения (форма 0504805), может подтверждаться двусторонними актами приема-передачи (иными аналогичными документами) с обязательным приложением пообъектных описей передаваемого имущества и технической документации (при наличии). В том случае, если в соответствии с контрактом отгрузка имущества осуществлялась непосредственно получателям (минуя склады заказчика) и на момент такой отгрузки в установленном порядке было принято решение о закреплении соответствующего имущества на праве оперативного управления в качестве документов, подтверждающих право оперативного управления учреждения на полученное имущество, могут рассматриваться накладные, товарно-транспортные накладные (или их копии), предоставленные поставщиками.

В рассматриваемой ситуации оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на приобретаемое имущество будет переходить к другому публично-правовому образованию. В целях организации учета решение о переходе права собственности должно быть оформлено документально.

По общему правилу имущество в рамках централизованного снабжения передается заказчиком (поставщиком) в собственность соответствующего публично-правового образования (субъекта РФ, муниципального образования) через органы власти (местного самоуправления) по управлению государственным (муниципальным) имуществом, которые отражают такое имущество в составе казны1.

В то же время мы не исключаем, что имущество может быть отгружено конечным получателям, а по факту отгрузки в уполномоченный орган будет направлена информация о поступлении имущества в собственность публично-правового образования для отражения информации в соответствующем реестре. Безусловно, подобный порядок документооборота должен быть согласован с таким органом в установленном порядке.

Бюджетный учет

Основываясь на положениях Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н, от 06.12.2010 N 162н, рассмотрим некоторые бухгалтерские записи, которые могут быть сделаны в учете государственного (муниципального) заказчика и учреждения, принимающего имущество, в том случае, если отгрузка имущества осуществляется непосредственно конечному получателю.

Учет у передающей стороны

Если по условиям контракта материальные ценности поступают на склад заказчика для последующей передачи конечным получателям, могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет КРБ 110631310 Кредит КРБ 130231730
- заказчиком приняты к учету материальные ценности, подлежащие передаче;
2. Дебет КРБ 140120251 Кредит КРБ 110631410
- на основании Извещения (форма 0504805) и акта приема-передачи отражена передача имущества.

Если по условиям контракта отгрузка имущества производится непосредственно конечным получателям и на день такой отгрузки принято решение о передаче имущества в собственность соответствующего публично-правового образования, то следует применять следующие корреспонденции:
1. Дебет КРБ 140120251 Кредит КРБ 130231730
- отражена отгрузка материальных ценностей в пользу учреждения (грузополучателя) в сумме выплат на их приобретение на основании документов, представленных поставщиком (с одновременным отражением увеличения по забалансовому счету 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению");
2. Уменьшение по забалансовому счету 05 "Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению"
- получено Извещение (форма 0504805), подтверждающее получение учреждением (грузополучателем) материальных ценностей, отгруженных в его адрес.

Учет у принимающей стороны

Если на дату поступления имущества принято решение о передаче его в собственность соответствующего публично-правового образования и о закреплении его за учреждением на праве оперативного управления, может быть оформлена следующая проводка: Дебет КРБ 110631310 Кредит КДБ 140110151 - получены по централизованному снабжению материальные ценности, а также соответствующее Извещение (форма 0504805), акт приема-передачи имущества, копии документов поставщика и т.п.

Если условиями поставки предусмотрен переход права собственности по отгрузке вне зависимости от получения материальных ценностей, но в учреждение поступили Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы поставщика (перевозчика), удостоверяющие отправку груза, оформляются записи:
1. Дебет КРБ 110731310 Кредит КДБ 140110151
- Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы поставщика (перевозчика) поступили в учреждение;
2. Дебет КРБ 110631310 Кредит КРБ 110731310
- отражено фактическое поступление материальных ценностей.

Если на дату поступления имущества принято решение о передаче его в собственность соответствующего публично-правового образования, но отсутствуют Извещение (форма 0504805) и иные документы, подтверждающие закрепление полученного имущества на праве оперативного управления, могут быть оформлены следующие проводки:
1. Увеличение по забалансовому счету 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению"
- материальные ценности приняты учреждением, однако Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы отсутствуют;
2. Информация о получении имущества направляется учреждением главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств и в орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом;
3. Если заказчиком Извещение (форма 0504805) и акты приема-передачи имущества оформлены с указанием реквизитов органа по управлению государственным (муниципальным) имуществом, то на основании данных документов имущество будет учтено в балансовом учете этого органа в составе имущества казны. В последующем имущество может быть передано на баланс учреждения в рамках "внутрибюджетной" передачи;
4. Дебет КРБ 110631310 Кредит КДБ 140110151
- поступили Извещение (форма 0504805) и сопроводительные документы, оформленные на учреждение (с одновременным отражением уменьшения по забалансовому счету 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению").

В отдельных случаях до поступления Извещения (форма 0504805) учреждением может быть получено право на использование фактически полученного имущества. В целях организации обособленного учета имущества с правом использования к забалансовому счету 22 "Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению" могут открываться аналитические счета: "Имущество с правом использования", "Имущество на хранении" и т.п. Кроме того, учетной политикой может быть предусмотрена возможность дополнительного учета имущества, числящегося на забалансовом счете 22, на обособленных аналитических счетах, открытых к забалансовым счетам 01 "Имущество, полученное в пользование", 02 "Материальные ценности, принятые на хранение".

Обратите внимание: в любом случае при получении имущества, приобретенного за счет средств бюджета иного публично-правового образования, и постановке такого имущества на балансовый учет учреждение в установленном порядке должно предпринять действия, направленные на отражение информации о данных активах в реестре имущества публично-правового образования (если объекты подлежат учету в таком реестре).

При поступлении в учреждение имущества в рамках централизованного снабжения суммы, указанные в документах поставщика (учреждения-заказчика), должны учитываться по дебету счета 10600 "Вложения в нефинансовые активы" наряду с другими расходами учреждения, которые будут формировать первоначальную (фактическую) стоимость основного средства согласно п.п. 23, 47 Инструкции N 157н. После того, как первоначальная (фактическая) стоимость сформирована и объект отвечает условиям отнесения к основным средствам (в том числе оформлены документы, предусмотренные п. 6 Инструкции N 162н), сумма, "накопленная" на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы", переносится в дебет счетов 10100 "Основные средства".

Нередко документы от государственных (муниципальных) заказчиков поступают в учреждения, получившие имущество в рамках централизованного снабжения, со значительными задержками. В то же время объект может не требовать дополнительных вложений и эксплуатироваться в учреждении в соответствии с полученным разрешением. По нашему мнению, при включении в состав основных средств подобных объектов по ним может быть доначислена амортизация с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором выполнялись следующие условия:
* объект фактически был введен в эксплуатацию;
* право собственности на актив перешло к публично-правовому образованию;
* объект был закреплен за учреждением на праве оперативного управления.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

1 Смотрите, в частности:
- Вопрос: Наше учреждение (КУМИ) осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества. Возможна ли передача имущества казны между учреждениями одного уровня бюджета (муниципальными), минуя казну? ("Бюджетный учет", N 7, июль 2011 г.);
- Вопрос: Нам как главному распорядителю федерального уровня поступают многочисленные запросы субъектов Российской Федерации по вопросам передачи имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета, в собственность субъекта Российской Федерации... ("Бюджетный учет", N 11, ноябрь 2010 г.).

Все консультации данной рубрики