Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

02.02.2015
ВОПРОС:
В бухгалтерию учреждения представлены Акт приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) от 25.12.2014 и Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 30.10.2014. Указанный объект представляет собой сложное метеорологическое оборудование, смонтированное и установленное на фундаменте. Имущество является особо ценным движимым, так как при необходимости его можно без ущерба демонтировать с фундамента и перенести для работы в другое место. Установка и эксплуатация такого объекта требуют обязательного согласования с органами Ростехнадзора, которое и будет получено в январе 2015 года. После этого (по причине того, что объект располагается на территории аэропорта) требуется разрешение службы архитектурного надзора на ввод объекта в эксплуатацию. На данный момент все расходы по приобретению и доведению оборудования до состояния, пригодного к эксплуатации, учтены на счете 106.
Какой датой вводить объект в эксплуатацию и "переносить" его стоимость на счет 101 (по факту подписания формы КС-11 или после получения разрешения службы архитектурного надзора)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Ввод объекта основного средства в эксплуатацию следует производить не ранее даты получения заключения надзорных органов о полном соответствии объекта требованиям технических норм и регламентов.
Вместе с тем учреждением может быть принято решение отразить в бухгалтерском учете и отчетности за 2014 год ввод в эксплуатацию и принятие к учету законченного строительством объекта основных средств, если этот факт хозяйственной жизни отвечает критериям события после отчетной даты, установленным учетной политикой учреждения (с учетом изменений, обусловленных вступлением в силу приказа Минфина России от 29.08.2014 N 89н).

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 23 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), объекты основных средств принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Формирование первоначальной стоимости основных средств осуществляется на аналитических счетах счета 106 01 "Вложения в основные средства".
Применительно к рассматриваемой ситуации группировку затрат, связанных непосредственно с приобретением, монтажом оборудования, а также с проведением пусконаладочных работ, следует осуществлять на счете 0 106 21 000 "Вложения в основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения".
До окончательного формирования первоначальной стоимости объекта у учреждения нет оснований для его отражения на счете 0 101 00 "Основные средства" - имущество должно продолжать учитываться на счете 106 01 "Вложения в основные средства".
На счет 0 101 00 "Основные средства" суммы, накопленные на счете 106 01 "Вложения в основные средства", переносятся только после приведения объекта в состояние, пригодное к эксплуатации, и формирования его первоначальной стоимости. В свою очередь, согласно п. 47 Инструкции N 157н при формировании первоначальной стоимости объекта основного средства в числе прочих могут быть учтены и расходы на технический (строительный) надзор при проведении работ капитального характера и создании сооружений.
В предложенных обстоятельствах, с учетом места размещения оборудования (на территории стратегически важного объекта), а также необходимости проведения капитальных работ по созданию фундамента для монтажа оборудования, осуществление технического и строительного надзора является обязательным в силу действующего законодательства. По результатам проверки уполномоченными надзорными органами оформляется заключение о соответствии объекта условиям технических регламентов и проектной документации, при отсутствии которого учреждение не сможет обеспечить ввод здания в эксплуатацию. Надзор в данном случае является одним из этапов приведения основного средства в состояние, пригодное к эксплуатации.
Таким образом, мы полагаем, что до момента получения всех необходимых заключений, подтверждающих соответствие объекта нормам и требованиям безопасности, он не может быть введен в эксплуатацию.
К тому же до этого момента первоначальная стоимость объекта не может считаться сформированной по следующим причинам. В случае выявления уполномоченными органами по результатам проверки нарушения требований технических регламентов и (или) других норм, учреждение на основании предписания (акта) будет обязано устранить эти нарушения, что неизбежно повлечет дополнительные расходы.
Кроме того, в случае, если надзорными органами будут установлены недоработки (нарушения), допущенные подрядными организациями при проведении строительных (монтажных) работ, у учреждения может возникнуть необходимость ведения претензионной работы с контрагентами, в том числе и в судебном порядке, что также может вызвать необходимость в дополнительных расходах (уплата госпошлин, оплата юридических услуг, командировочные расходы и т.д.).
Иными словами, у учреждения на этапе проведения соответствующих проверок могут возникнуть дополнительные затраты, которые могут быть отнесены на увеличение стоимости оборудования. Это возможно, так как перечни расходов, которые учитываются при формировании первоначальной стоимости основных средств, являются "открытыми" (п. 47 Инструкции N 157н).
Однако при подготовке отчетности за 2014 год необходимо учесть изменения, внесенные приказом Минфина России от 29.08.2014 N 89н (далее - Приказ N 89н) в Инструкцию N 157н. В частности, в п. 3 Инструкции N 157н, в котором изложены основные требования к ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности, добавлено положение, согласно которому данные бухгалтерского учета и отчетность формируются с учетом существенности событий после отчетной даты. Такими событиями являются факты хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности госучреждения и которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год.
В соответствии с п. 1 Методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918, при переходе на применение положений Приказа N 89н, учреждениям необходимо внести соответствующие изменения в свою учетную политику 2014 года, в том числе в части порядка отражения в учете событий после отчетной даты (лицо, ответственное за принятие решения об отражении операций после отчетной даты (главный бухгалтер учреждения), перечень событий после отчетной даты, информация о которых включается в показатели отчетного периода, а также дату (предельный срок) до которой принимаются первичные учетные документы, отражающие события после отчетной даты, и условия существенности указанных событий при отражении результатов деятельности учреждения).
При внесении соответствующих изменений в учетную политику и при выполнении определенных условий, в том числе существенности, учреждение сможет принять к учету и отразить в отчетности за 2014 год объект основных средств, завершенный строительством в декабре 2014 года, при условии получения всех согласований и разрешений надзорных органов до даты подписания бухгалтерской отчетности.
В бухгалтерском учете этот факт хозяйственной жизни (событие после отчетной даты) отражается проводками 31 декабря на основании Справки (форма 0504833) с приложением первичных и (или) иных документов. Оформление Справки (форма 0504833) обусловлено тем, что документы, подтверждающие факт хозяйственной жизни, будут относиться к следующему отчетному периоду.

К сведению:
Движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, не признается объектом обложения налогом на имущество (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ) до 1 января 2015 года. Вместо этого с 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств. Вместе с тем с 1 января 2015 года на основании п. 25 ст. 381 НК РФ освобождены от налога на имущество организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве ОС, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Поступление основных средств в госучреждение;
- Энциклопедия решений. События после отчетной даты в учете и отчетности госучреждения;
- Энциклопедия решений. Новые требования к организации бухучета и формированию бухгалтерской (бюджетной) отчетности в госсекторе. Что учесть при переходе на новые стандарты?

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

15 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики