Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
03.02.2015
- Региональное отделение ФСС РФ (казенное учреждение) произвело передачу бюджетному учреждению ФСС РФ в оперативное управление следующего имущества: автомобили, кондиционер автомобильный, чехлы автомобильные, бензин, автошины, аккумуляторы.
Имущество передано в постоянное пользование безвозмездно. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность только в рамках приносящей доход деятельности (код вида финансового обеспечения (деятельности) "2").
Какими проводками между казенным и бюджетным учреждениями (один учредитель) должна сопровождаться передача имущества?
Согласно п. 29 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (в случае наличия) осуществляется между:
- субъектами учета (ведущими учет в соответствии с положениями Инструкции N 157н);
- субъектами учета и иными государственными (муниципальными) организациями, созданными на базе государственного (муниципального) имущества.
Напомним, что балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений (п. 27 Инструкции N 157н). Соответственно, в учете принимающей стороны получение объектов основных средств, которые ранее учитывались государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных средств (имеют балансовую стоимость), должно быть отражено, соответственно, на счетах 10100 "Основные средства", 10400 "Амортизация".
Согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета все операции по движению соответствующего имущества между органом власти и учреждением, учредителем и бюджетным учреждением, а также между государственными и муниципальными организациями необходимо отражать:
- при поступлении имущества: по дебету соответствующих аналитических счетов учета нефинансовых активов и кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы";
- при выбытии имущества: по дебету счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" и кредиту соответствующих аналитических счетов счета учета нефинансовых активов.
Данное правило несложно проследить, ознакомившись, в частности, с пунктами 9, 12, 17, 20, 22, 27, 34, 37, 53 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
При передаче (получении) имущества, которым бюджетное учреждение не может отвечать по своим обязательствам и распоряжается только по согласованию с собственником, в учете должно быть отражено изменение (корректировка) показателя счета 210 06 "Расчеты с учредителем". По общему правилу такая корректировка осуществляется с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности). Отметим, что на практике корректировка счета 210 06 "Расчеты с учредителем" может проводиться даже "в режиме реального времени", то есть непосредственно при отражении в учете любых операций по поступлению или выбытию особо ценного движимого и соответствующего недвижимого имущества.
На суммы изменений показателя счета 210 06 "Расчеты с учредителем" учреждение направляет учредителю Извещения (форма 0504805) с установленной им периодичностью. В соответствии с этими извещениями учредителем корректируется показатель счета 0 204 33 000.
Минфином России ранее были сформулированы рекомендации по отражению в учете нефинансовых активов, приобретаемых за счет средств целевых субсидий (смотрите, в частности, письмо от 18.09.2012 N 02-06-07/3798). Согласно данным рекомендациям вложения в нефинансовые активы, осуществляемые за счет средств субсидий на иные цели, подлежат отражению на счете 5 106 00 000. В то же время по завершении формирования первоначальной стоимости эти нефинансовые активы могут приниматься к учету одновременно с переводом на вид деятельности "4".
Таким образом, в рамках вида деятельности "5", как правило, учитываются только вложения в имущество, которые не рассматриваются в качестве отдельных объектов имущества (объектов гражданского оборота) и, соответственно, их стоимость не принимается в расчет при формировании показателя счета 0 210 06 000. Именно поэтому строки 336, 337, 338 в графах 3, 5, 7, 9 Баланса (форма 0503730) не заполняются (п. 18 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н, далее - Инструкция N 33н).
По общему правилу в разделе "Нефинансовые активы" Баланса (форма 0503730) по кодам вида финансового обеспечения "5" и "6" на отчетную дату остатки могут числиться только по счету 106 00 "Вложения в нефинансовые активы". Исключение предусмотрено для материальных запасов - до списания с балансового учета они могут учитываться на счете 5 105 00 000 "Материальные запасы".
Сформулированное выше правило вытекает из положений п. 3.3 письма Федерального казначейства от 09.01.2013 N 42-7.4-05/2.1-3, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письма Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-114.
В п. 14 Инструкции N 33н под бюджетными инвестициями в бюджетных учреждениях подразумеваются субсидии на цели осуществления капитальных вложений, отражаемые по коду вида финансового обеспечения деятельности "6" в соответствии с п. 21 Инструкции N 157н.
Таким образом, мы полагаем, в рассматриваемой ситуации применение кода вида финансового обеспечения деятельности "6" не будет соответствовать экономическому смыслу операций, а именно передаче нефинансовых активов, бывших ранее в эксплуатации. Отражение поступивших нефинансовых активов в рамках приносящей доход деятельности также не может, по нашему мнению, рассматриваться как корректное. Такое мнение основывается на следующем:
финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется путем предоставления бюджетным учреждениям субсидий в соответствии с абзацем первым п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ).
Кроме того, из соответствующего бюджета бюджетному учреждению могут выделяться:
- субсидии на иные цели (абзац второй п. 1 ст. 78.1 БК РФ);
- субсидии на осуществление капвложений (ст. 78.2 БК РФ).
При этом БК РФ не предусмотрено снабжение имуществом бюджетных учреждений в части приносящей доход деятельности.
Иными словами имущество, которое приобреталось казенным учреждением в рамках бюджетной деятельности, не следует учитывать по коду вида финансового обеспечения деятельности "2". Наиболее соответствующим в этой ситуации будет являться использование кода вида финансового обеспечения деятельности "4". Однако, так как подобная ситуация в настоящее время четко не регламентируется положениями законодательства, бюджетному учреждению целесообразно обратиться по данному вопросу за разъяснениями к учредителю, в том числе и для исключения возникновения разночтений при составлении отчетности.
С учетом изложенного полагаем, что в учете бюджетного учреждения рассматриваемая ситуация может быть отражена с применением следующих корреспонденций:
1. Дебет 4 101 00 310 Кредит 4 401 10 180
Дебет 4 401 10 180 Кредит 4 104 00 410
- на основании первичных учетных документов (Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001) и Извещения (форма 0504805) отражено получение объектов основных средств и суммы начисленной на объекты основных средств амортизации;
2. Дебет 4 105 00 340 Кредит 4 401 10 180
- на основании первичных учетных документов, подтверждающих получение материальных ценностей, и Извещения (форма 0504805) отражено поступление материальных запасов.
При получении выданных запасных частей к транспортным средствам (автомобильных шин, аккумуляторов и другое), учитываемых на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных", необходимо обратить внимание на то, что материальные ценности отражаются в учете в момент их списания в целях ремонта транспортных средств и учитываются в течение периода их эксплуатации (использования) в составе транспортного средства (п. 349 Инструкции N 157н).
Иными словами, запасные части, выданные на транспортные средства взамен изношенных, должны учитываться на забалансовом счете 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" в течение срока эксплуатации данных запасных частей в составе транспортного средства.
Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод: если пригодные к использованию запасные части демонтируются с транспортного средства, при этом их использование в составе конкретного транспортного средства в ближайшее время не планируется или учреждение собирается их реализовать, они должны быть сданы на склад и поставлены на балансовый учет по текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету (п.п. 25, 31, 349 Инструкции N 157н).
В рассматриваемой ситуации отражение в учете передачи запасных частей к транспортным средствам будет зависеть от того, каким образом (в составе конкретного транспортного средства или же нет) будут передаваться запчасти. В любом случае порядок передачи следует закрепить нормативным актом в составе учетной политики учреждения по согласованию с учредителем.
По общему правилу в случае, если движимое имущество один раз было введено в эксплуатацию каким-либо субъектом бюджетного учета и учтено за балансом, весь его дальнейший учет в рамках бюджетного сектора должен осуществляться за балансом. Поэтому передача такого имущества должна отражаться передающей и принимающей сторонами в соответствии с порядком учета, установленным ими в целях обеспечения контроля за сохранностью и движением указанных объектов (то есть должна отражаться только за балансом)*(1).
К сведению:
Использование конкретных кодов вида финансового обеспечения деятельности не влияет на порядок налогообложения бюджетного учреждения, которое регламентируется нормами Налогового кодекса РФ.
При рассмотрении ситуации, указанной в вопросе, мы рекомендуем ознакомиться с положениями главы 25 НК РФ, в частности, в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы, прямо поименованные в ст. 251 НК РФ.
Подпункт 3 п. 2 ст. 251 НК РФ указывает, что к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
Также к целевым поступлениям согласно пп. 7 п. 2 ст. 251 НК РФ относятся использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.
Таким образом, поступление имущества в бюджетное учреждение ФСС РФ от регионального отделения ФСС РФ по решению учредителя не следует учитывать как доходы в целях налогообложения прибыли.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
14 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Вопрос: Прошу вас разъяснить порядок оформления в бюджетном бухгалтерском учете операций по безвозмездной передаче основных средств стоимостью до 3000 рублей с забалансового счета при передаче имущества между учреждениями бюджетов разных уровней, а также порядок отражения безвозмездной передачи с забалансового счета в Справке по консолидируемым расчетам (форма 0503125)... ("Бюджетный учет", N 10, октябрь 2009 г.).
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним