Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

04.02.2015
ВОПРОС:
В организацию обратилась жена умершего сотрудника с просьбой оплатить ей расходы, связанные с погребением мужа. Документы, подтверждающие расходы, представлены.
По какому КОСГУ произвести выплату? Какие проводки следует сделать в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

В целях группировки операций, осуществляемых в секторе государственного управления, применяется Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ).
В 2015 году применяется перечень кодов, приведенный в Приложении N 4 к Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), в соответствии с которыми:
- по подстатье 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" КОСГУ отражается возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению и социальное пособие на погребение (осуществляемые учреждениями за счет средств ФСС);
- по подстатье 261 "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения" отражается возмещение стоимости гарантированного перечня услуг, а также выплата социального пособия на погребение (осуществляемые за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов на социальное обеспечение населения в рамках социального, пенсионного и медицинского страхования);
- по подстатье 263 "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления" КОСГУ отражается выплата пособий и компенсаций по оплате ритуальных услуг (выплаты пособий и компенсаций, а также оплата услуг по погребению погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплата изготовления и установки надгробных памятников указанным лицам). При этом, по мнению специалистов уполномоченных органов, данная подстатья может применяться не только в отношении военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и органов безопасности, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы*(1).
В свою очередь, расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, нужд государственных (муниципальных) учреждений, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, долговых обязательств государственных (муниципальных) учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, подлежат оплате за счет статьи 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Приведенные положения Указаний N 65н при желании можно толковать как допускающие применение в рассматриваемой ситуации и кода 290 КОСГУ, и кода 263 КОСГУ.
Любое частное неофициальное разъяснение, пусть даже данное специалистами уполномоченных органов (вплоть до специалистов Минфина России), не даст должностным лицам Вашей организации "иммунитета" от претензий со стороны контролирующих органов по поводу некорректного применения КОСГУ (нецелевого использования бюджетных средств).
Минимизировать подобные риски помогут соответствующие рекомендации (указания) органа, осуществляющего в отношении Вашего учреждения функции и полномочия учредителя (далее - учредитель).
В случаях, когда вопрос применения КОСГУ никак не урегулирован Указаниями N 65н, такой орган может решить проблему, не превышая своих полномочий. Какая-то поддающаяся анализу и обобщению практика применения органами государственного (муниципального) финансового контроля ст. 15.14 "Нецелевое использование бюджетных средств" КоАП РФ при проведении контрольных мероприятий в учреждениях госсектора в настоящее время еще не накоплена. Вместе с тем есть достаточные основания полагать, что рекомендации (указания) учредителя по применению КОСГУ в данном случае могут стать веским аргументом для ревизоров, а при необходимости - и в ходе судебного разбирательства (смотрите, например, письма Минфина России от 27.02.2012 N 02-07-10/534, от 18.12.2009 N 02-07-10/5856).
Однако в такой ситуации следует также понимать: будут ли расходы оплачены по подстатье 263 КОСГУ, или заявка на кассовый расход будет оформлена с указанием статьи 290 КОСГУ, оснований для применения административной ответственности не возникнет (или же решение о привлечении к административной ответственности легко может быть обжаловано в суде). Достаточно только аргументированно показать, что расходы могли быть равным образом отнесены на несколько кодов КОСГУ (смотрите, в частности, п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Независимо от решения должностных лиц учреждения о применении в данной ситуации конкретной статьи (подстатьи) КОСГУ отражение в учете расчетов с супругой умершего сотрудника должно осуществляться с использованием балансового счета 0 302 00 000 "Расчеты по принятым обязательствам" (п. 128 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).
В учете при этом могут быть оформлены следующие бухгалтерские проводки:
Дебет 2 401 20 290 (2 401 20 263) Кредит 2 302 91 730 (2 302 63 730)
- на основании подтверждающих документов начислена компенсация супруге умершего сотрудника;
затем в зависимости от принятого в учреждении порядка выплаты подобной материальной помощи наличными или путем перечисления средств проводки возможны следующие:
Дебет 2 302 91 830 (2 302 63 830) Кредит 2 201 11 610
Увеличение счета 18 (соответствующий код КОСГУ)
- перечислена материальная помощь со счета учреждения;
или
Дебет 2 210 03 560 Кредит 2 201 11 610
Увеличение счета 18 (соответствующий код КОСГУ)
- выбытие денежных средств с лицевых счетов в органе казначейства для выплаты наличных денег;
Дебет 2 201 34 510 Кредит 2 210 03 660
- получение наличных в кассу учреждения;
Дебет 2 302 91 830 Кредит 2 201 34 610
- выдана компенсация супруге умершего сотрудника из кассы учреждения.

К сведению:
Счет 0 303 00 000 "Расчеты по платежам в бюджеты" применяется для формирования в денежном выражении информации о состоянии расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и операций, изменяющих указанные обязательства, соответственно, он не может быть применен для отражения в учете операций по начислению и выплате компенсации супруге умершего сотрудника.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

13 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Вопрос: По распоряжению руководителя муниципального учреждения культуры родственнику (сыну) недавно уволенного сотрудника предоставляется пособие на погребение за счет внебюджетных средств. По какой статье (подстатье) КОСГУ необходимо отражать выплату данного пособия? Раньше аналогичные выплаты, производимые в пользу работников, ОФК проводили по статье 212 "Прочие выплаты" КОСГУ. Теперь по данной статье такие расходы они не принимают, относя их на статью 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ ("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2014 г.).

Все консультации данной рубрики