Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
05.02.2015
- В большинстве случаев сотрудники организации при направлении в командировки используют в качестве транспорта корпоративные автомобили (лизинг), оплачивают ГСМ топливными картами. При этом расходов (помимо суточных) сам сотрудник не несет: оплата бензина и услуг проживания осуществляется организацией-работодателем по безналичному расчету согласно договорам с поставщиками этих услуг. Консолидированные счета и акты выполненных работ поставщиков гостиничных услуг и топливных карт (за месяц) приходят с опозданием.
По счету за бензин невозможно определить место "заправки" служебного автомобиля. Слип терминала АЗС, выдаваемый сотруднику при оплате топливной картой, также не содержит наименования населенного пункта.
Путевые листы оформляются за месяц без детализации маршрута каждой поездки. Таким образом, в подтверждение факта командировки сотрудник может представить только следующие документы:
- приказ о направлении в командировку (форма N Т-9);
- служебную записку, поясняющую отсутствие проездных документов ввиду следования до (из) места командирования служебным автомобилем;
- авансовый отчет (суточные по нормам без чеков).
Первичные документы, подтверждающие использование автомобиля для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и другие), отсутствуют.
В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595 организация планирует отменить оформление командировочных удостоверений и служебных заданий (оставить только приказ по форме N Т-9) с внесением соответствующих изменений в локальное положение о командировках.
Оформление каких документов исключит претензии проверяющих и риски непризнания суточных для целей налога на прибыль и НДФЛ?
С 8 января 2015 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 29.12.2014 N 1595 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1595). Постановлением N 1595, в частности, внесены изменения в Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749), из которого исключены нормы, предусматривающие необходимость оформления таких документов, как командировочное удостоверение, служебное задание и отчет о выполненной работе в командировке.
Новая редакция Положения N 749, как и раньше, предусматривает, что в служебную командировку сотрудник направляется на основании соответствующего решения (в редакции, действующей до 8 января 2015 - распоряжения) работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (абз. 2 п. 3 Положения N 749). Однако, если раньше срок пребывания сотрудника в командировке подтверждался командировочным удостоверением, которое содержало информацию дате приезда в пункт (пункты) назначения и дате выезда из него (из них) (п. 7 Положения N 749, в редакции, действующей до 8 января 2015 года), теперь фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки. А в случае, если сотрудник едет в командировку на личном транспорте, фактический срок его пребывания в месте командирования указывается в служебной записке, которая представляется работником по возвращении из служебной командировки работодателю одновременно с оправдательными документами, подтверждающими использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.) (п. 7 Положения N 749 в редакции, действующей с 8 января 2015 года).
В рассматриваемом случае, как мы поняли, сотрудник не имеет документов, подтверждающих фактическое использование служебного автомобиля для проезда к месту командирования и обратно. На наш взгляд, этот факт может повлечь за собой налоговые риски, связанные с уплатой налога на прибыль и НДФЛ.
Налог на прибыль
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях формирования налогооблагаемой прибыли налогоплательщики вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
На основании пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, могут быть учтены расходы на командировки, в частности суточные или полевое довольствие. Отметим, что для целей исчисления налога на прибыль в настоящее время нормы НК РФ не устанавливают каких-либо ограничений относительно суммы суточных, в составе налогооблагаемых расходов данные затраты могут быть учтены в фактическом размере (смотрите также п. 3 письма Минтруда России от 14.02.2013 N 14-2-291).
Между тем для признания в налоговом учете тех или иных видов расходов (в том числе расходов на командировки) необходимо, чтобы они отвечали общим требованиям, изложенным в ст. 252 НК РФ: были экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение дохода.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, являются первичные учетные документы (часть 1 ст. 9 и часть 1 ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), письма Минфина России от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002, от 14.12.2011 N 03-03-06/1/824). Отсутствие таких документов либо их неверное оформление влечет за собой невозможность признания в целях налогообложения тех или иных затрат.
Напомним, что суточные входят в состав расходов, которые работодатель обязан возмещать работнику при направлении его в служебную командировку и являются дополнительными расходами связанными с проживанием сотрудника вне места постоянного жительства (часть первая ст. 168 ТК РФ). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 4 ст. 168 ТК РФ)*(1).
Пунктом 11 Положения N 749 предусмотрено, что суточные возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.
Из приведенных норм следует, что для того, чтобы та или иная выплата в пользу сотрудника была признана именно суточными, необходимо документально подтвердить:
1) факт направления сотрудника в командировку, этот факт подтверждает соответствующее решение руководителя (приказ)*(2);
2) срок его фактического нахождения в командировке. Как было сказано выше, п. 7 Положения N 749 определено, что в случае, если сотрудник едет в командировку на личном транспорте, документами, подтверждающими этот срок, будут одновременно выступать:
- служебная записка сотрудника (оформленная в соответствии с требованиями ст. 9 Закона N 402-ФЗ);
- оправдательные документы, подтверждающие использование указанного транспорта для проезда к месту командирования и обратно (путевой лист, счета, квитанции, кассовые чеки и др.).
На наш взгляд, отсутствие указанных оправдательных документов затрудняет подтверждение того, что в дни, за которые выплачиваются суточные, сотрудник фактически находился именно в командировке (а не ездил, например, куда-либо по своим личным делам). Так, отсутствие в путевых листах информации о конкретном маршруте, пройденном автомобилем в конкретный день, приводит к невозможности определить, куда именно ездил автомобиль в те дни, за которые выплачены суточные.
Соответственно, в рассматриваемой ситуации существует риск, что при проведении налоговой проверки инспектор может исключить из состава налогооблагаемых затрат суммы не подтвержденных документально суточных.
В то же время Минтруд России в письме от 14.02.2013 N 14-2-291 представил мнение по ряду вопросов (одновременно сообщив, что оно не является разъяснением и нормативным правовым актом).
Так, в п. 2 письма отмечено по вопросу учета рабочего времени, что дни командировки (включая, выходные) (14.03.13 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" отмечаются в табеле учета рабочего времени организации (формы N Т-12 и N Т-13, утвержденные Постановлением N 1). Дни отсутствия работника на рабочем месте по причине командировки обозначаются кодом "К" ("06" - служебная командировка), при этом количество отработанных часов не проставляется. Если работник в командировке привлекался к работе в выходной для него по основному месту работы день, то такой день в табеле учета рабочего времени нужно дополнительно отразить буквенным кодом "РВ" или цифровым кодом "03". Указывать количество часов, отработанных в такой день, нужно, если работодатель давал ему указание о продолжительности работы в выходной день.
Кроме того, в п. 4 этого документа приведены выдержки из письма Минфина России от 16.08.2011 N 03-03-06/3/7, где сказано, что в случае невозможности проставить в командировочном удостоверении отметки о прибытии в место командирования и выбытии из него факт нахождения в месте командировки в установленное время может быть подтвержден иными документами, в частности:
- приказом (распоряжением) о направлении работника в командировку;
- служебным заданием для направления в командировку и отчетом о его выполнении;
- проездными документами, из которых следуют даты прибытия и выбытия из места назначения;
- счетом гостиницы, подтверждающим период проживания в месте командирования.
Получается, что применительно к новой редакции Положения N 749 такими "иными документами" могут быть, в частности:
- решение работодателя (приказ) о направлении в командировку;
- служебная записка, поясняющая отсутствие проездных документов ввиду следования до (из) места командирования служебным автомобилем;
- авансовый отчет (суточные по нормам без чеков);
- табель учета рабочего времени.
НДФЛ
Что касается НДФЛ, то согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
Согласно ст. 41 НК доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки (в той мере, в какой такую выгоду можно оценить) и определяемая, в частности, в соответствии с гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
Для определенных видов доходов законодатель предусмотрел освобождение от налогообложения. Так, в частности, в ст. 217 НК РФ перечислены доходы, не подлежащие обложению НДФЛ.
В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 рублей за каждый день нахождения в заграничной командировке*(3).
На наш взгляд, как и в случае с налогом на прибыль, отсутствие документов, подтверждающих использование служебного транспорта для проезда к месту командирования и обратно, влечет вероятность непризнания выплаченных работнику средств суточными и, как следствие, спор по вопросу применения п. 3 ст. 217 НК РФ.
Тем не менее законодатель, корректируя порядок направления работников в служебные командировки, пошел по пути сокращения и упрощения документооборота. Изменения, внесенные в Положение N 749 Постановлением N 1595, привели к тому, что ряд документов (служебное задание, командировочное удостоверение) более не упоминаются в тексте нормативного правового акта. Следовательно, их отсутствие теперь не является нарушением порядка оформления служебной командировки. Однако и запрета на их составление не установлено. Какие именно дополнительные документы и по каким формам должны составляться при командировках, каждый работодатель вправе решить для себя самостоятельно.
По нашему мнению, в случае, если "наладить" оформление необходимых документов (применительно к Вашей ситуации, например, путевых листов и т.д.) не представляется возможным, организация вправе не отказываться от использования командировочных удостоверений. Несмотря на то, что данный документ больше не является документом, безусловно подтверждающим срок фактического нахождения в командировке, его наличие позволит подтвердить этот срок, минимизируя налоговые риски.
В связи с тем, что новые положения Постановления N 1595 вступили в силу с 8 января 2015 года, каких-либо официальных разъяснений, связанных с их применением, а также арбитражной практики еще не существует.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Мельникова Елена
20 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) Исключение предусмотрено для работников, заключивших трудовой договор о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации, лиц, работающих в органах местного самоуправления, работников муниципальных учреждений. Для этих категорий работников порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
*(2) Напомним, что с 01.01.2013 положения Закона N 402-ФЗ не содержат прямого указания на обязательное применение типовых форм первичных учетных документов. Согласно п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При утверждении форм первичной учетной документации можно применять как типовые, так и самостоятельно разработанные формы с учетом требований законодательства (смотрите также письмо Федеральной службы по труду и занятости от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1).
Поэтому с 1 января 2013 года унифицированные формы приказов (распоряжений) работодателя о направлении в командировку NN Т-9 и Т-9а, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1, не являются обязательными для использования в коммерческих организациях (письма Роструда от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/10659-6-1, от 14.02.2013 N ПГ/1487-6-1, письмо Минтруда России от 14.05.2013 N 14-1/3030785-2617).
Форму приказа (решения) руководителя применяемого при направлении работников в служебные командировки организация вправе разработать самостоятельно и закрепить в отдельном локальном акте, являющемся приложением к учетной политике. При этом можно, но не обязательно использовать типовую форму N Т-9 (Т-9а).
*(3) Все суммы, выплаченные сверх этих размеров, облагаются НДФЛ в общеустановленном порядке (смотрите также письма Минфина России от 06.03.2013 N 03-04-06/6713, от 26.12.2012 N 03-04-06/6-368, от 10.02.2011 N 03-04-06/6-22).
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним