Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

05.02.2015
ВОПРОС:
На предприятие поступил запрос от профсоюзной организации о предоставлении информации об организации, проводящей аттестацию рабочих мест (специальную оценку условий труда) на предприятии в период с 01.01.2009 по 31.12.2014.
Какую именно информацию должен предоставить работодатель? В какие сроки работодатель должен предоставить данную информацию?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что законодательством прямо не установлена обязанность работодателя предоставлять профсоюзной организации информацию об организации, проводившей специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест по условиям труда), соответственно, не установлено и положений, определяющих перечень сведений о такой организации, предоставляемых в этом случае работодателем.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (далее - Закон N 10-ФЗ) для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.
В силу ст. 212 ТК РФ работодатель, в свою очередь, обязан предоставлять органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информацию и документы, необходимые для осуществления ими своих полномочий.
При этом, что конкретно относится к такой информации, законодательство не конкретизирует. Как указывают судебные органы, профсоюзы вправе запрашивать у работодателя ту информацию, которая связана с реализацией предоставленных им законом прав (смотрите, например, решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.08.2013 N 2-4809/19).
Согласно ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
В частности, профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:
- получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями - индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (ст. 212 ТК РФ). Правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда установлены Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ). Этим же законом определены и правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Частью 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ установлено, что работодатель вправе самостоятельно определять организацию, с которой будет заключен договор на проведение специальной оценки условий труда. Требования, которым должна соответствовать такая организация, установлены ст. 19 Закона N 426-ФЗ. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 426-ФЗ в отчет о проведении специальной оценки условий труда включаются и сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Форма отчета утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н (далее - Приказ N 33н) (смотрите Приложения N 3 к Приказу N 33н).
Отметим, что до 1 января 2014 года требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформлению и использованию результатов аттестации были установлены Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок). Сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен Приложением N 10 к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации) также включались в отчет об аттестации (п. 44 Порядка).
По смыслу приведенных норм, профсоюз, по нашему мнению, вправе запрашивать все сведения об организации, проводившей специальную оценку условий труда на рабочих местах сотрудников, либо аттестацию рабочих мест, позволяющие сделать вывод о соответствии этой организации требованиям законодательства.
Как следует из Приложения N 10 к Порядку и Приложения N 3 к Приказу N 33н, к таким сведениям, на наш взгляд, относятся:
- полное наименование организации, оказывавшей услуги по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (проводящей специальную оценку условий труда), и место ее нахождения;
- фамилия, имя, отчество руководителя организации, телефон, факс, адрес электронной почты;
- идентификационный номер налогоплательщика;
- основной государственный регистрационный номер;
- регистрационный номер записи в реестре организаций;
- дата внесения сведений об организации в реестр организаций;
- сведения об испытательной лаборатории (центре) организации (регистрационный номер аттестата аккредитации организации, дата выдачи аттестата аккредитации организации, дата истечения срока действия аттестата аккредитации организации);
- сведения об экспертах и иных работниках организации, участвовавших в проведении аттестации (специальной оценки условий труда) (фамилия, имя, отчество эксперта (работника), должность, сведения о сертификате эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, регистрационный номер в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда);
- сведения о средствах измерений испытательной лаборатории (центра) организации, использовавшихся при проведении аттестации (специальной оценки условий труда) (наименование средства измерений, регистрационный номер в Государственном реестре средств измерений, заводской номер средства измерений, дата окончания срока поверки средства измерений).
Сроки предоставления работодателем профсоюзной организации такой информации законодательством не установлены. По нашему мнению, в этом случае работодатель должен предоставить сведения об организации, проводившей аттестацию (специальную оценку условий труда), в разумный срок. Норм, определяющих понятие разумного срока, законодательство не содержит. Очевидно, что в данном случае разумный срок - это такой срок, в течение которого работодатель может реально исполнить требование профсоюзной организации.

К сведению:
В ст. 37 ТК РФ закреплена обязанность сторон (представителей работодателя и работников)*(1) предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Такая информация должна быть предоставлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса.
В силу части второй ст. 51 ТК РФ при проведении контроля за выполнением коллективного договора, соглашения представители сторон (в том числе работодатель и профсоюзная организация) обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
В соответствии с частью второй ст. 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

19 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Представителями работников в социальном партнерстве являются, в частности, профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов (ст. 29 ТК РФ).
 

Все консультации данной рубрики