Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

05.02.2015
ВОПРОС:
Учреждения безвозмездно (в качестве пожертвования) периодически получают от сторонних юридических и физических лиц различные материальные ценности. Это могут быть как материальные запасы (например ГСМ), так и объекты основных средств - движимое имущество (например сценические костюмы). Полученное имущество планируется использовать преимущественно в деятельности по выполнению государственного задания.
По какому коду вида деятельности приходуются безвозмездно полученные материалы бюджетными (автономными) учреждениями?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Безвозмездно полученное в качестве пожертвования имущество принимается бюджетными (автономными) учреждениями к бухгалтерскому учету с кодом вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность".

Обоснование вывода:
Безвозмездная передача одной стороной (дарителем) другой стороне (одаряемому) вещи в собственность, в соответствии с п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ, является дарением. В качестве особого вида договора дарения ГК РФ рассматривает пожертвование. Пожертвование - это дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ).
Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям (п. 1 ст. 582, ст. 124 ГК РФ).
Бюджетные и автономные учреждения, в силу закона, являются некоммерческими организациями (ст. 123.22 ГК РФ, п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) и ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Закона N 7-ФЗ одним из источников формирования имущества некоммерческих организаций могут являться добровольные имущественные взносы и пожертвования.
На принятие пожертвования не требуется чьего-либо разрешения или согласия (п. 2 ст. 582 ГК РФ). В связи с тем, что исключения из числа получателей пожертвований законодательством Российской Федерации не установлены, учреждение любого типа правомочно выступать таковым наряду с иными некоммерческими организациями.
Согласно п.п. 5, 6 ст. 123.22 и п.п. 2, 3 ст. 298 ГК РФ бюджетные, автономные учреждения вправе самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться любым поступающим в их распоряжение имуществом, в том числе и денежными средствами, и отвечают им по своим обязательствам, за исключением:
- особо ценного движимого имущества, закрепленного за ними собственником или приобретенного за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества;
- соответствующего недвижимого имущества.
Возможность самостоятельного распоряжения полученным имуществом является основанием для учета "доходной" операции в рамках вида деятельности "2" (п. 21 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, имущество (основные средства и материальные запасы)). Исключение из данного правила предусмотрено для операций по получению иного движимого имущества от собственника - поступление такого имущества должно отражаться по виду деятельности "4".
В соответствии с положениями Инструкций по применению Планов счетов бюджетных и автономных учреждений от 16.12.2010 N 174н и от 23.12.2010 N 183н соответственно (далее - Инструкция N 174н, Инструкция N 183н) безвозмездно поступающие в бюджетные (автономные) учреждения от организаций негосударственного сектора и физических лиц на основании договоров дарения пожертвования отражаются в учете с кодом вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность".
Так, в соответствии с п. 9 и п. 34 Инструкции N 174н, п. 9 и п. 34 Инструкции N 183н принятие к бухгалтерскому учету полученных безвозмездно объектов основных средств (по их сформированной первоначальной стоимости) и материальных запасов (по стоимости, сформированной при безвозмездном получении) отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 2 101 00 000 "Основные средства", 2 105 00 000 "Материальные запасы", и кредиту счета 2 401 10 180 "Прочие доходы".
При этом учет основных средств и иных нефинансовых активов по виду деятельности "2" не является препятствием для их использования по виду деятельности "4", что немаловажно для рассматриваемой ситуации.
Однако при безвозмездном получении имущества следует учитывать тот факт, что у учреждения могут возникнуть дополнительные расходы, связанные с уплатой налога на имущество организаций, дальнейшим содержанием данного имущества и т.д. Учитывая, что в рассматриваемом случае имущество предполагается использовать преимущественно в рамках деятельности по выполнению государственного задания, на наш взгляд, целесообразно и содержание данного имущества осуществлять за счет средств субсидии, выделяемой для выполнения госзадания.
Согласно п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ч. 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ размер субсидии на выполнение государственного задания, предоставляемой бюджетному (автономному) учреждению на основании норм БК РФ, рассчитывается в том числе и на основании нормативных затрат на содержание определенных видов имущества. К такому имуществу у учреждений относятся:
- любое недвижимое имущество;
- особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждениями учредителем или приобретенное ими за счет соответствующих средств, выделенных учредителем.
Поэтому содержание движимого имущества, полученного безвозмездно и не закрепленного за учреждением в установленном порядке, за счет субсидии, выделенной учредителем, невозможно, и расходы по содержанию такого имущества учреждение должно осуществлять за счет собственных средств.
Для того чтобы расходы на содержание такого имущества учитывались при расчете размера субсидии на выполнение госзадания, оно, на основании запроса учреждения, должно быть закреплено за ним учредителем в статусе особо ценного имущества (разумеется, при условии его соответствия стоимостным и иным критериям отнесения к такому имуществу, предусмотренным постановлением N 538 и принятыми в развитие этого постановления правовыми актами (письма Минфина России от 18.11.2011 N 02-03-10/5026, от 17.01.2013 N 02-06-07/111)).
Как видим, в случаях использования безвозмездно полученных нефинансовых активов в деятельности по выполнению госзадания бюджетными (автономными) учреждениями может быть рассмотрен вопрос о переводе этих активов с вида деятельности "2" на вид деятельности "4". Дело в том, что использование такого приема позволяет формировать в учете полную и достоверную информацию о:
- фактической себестоимости государственных (муниципальных) услуг;
- финансовом результате по виду деятельности "4".
Применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает отражение операций по переводу нефинансовых активов с одного вида финансового обеспечения (деятельности) на другой с использованием счета 0 304 06 000 "Расчеты с прочими кредиторами" (смотрите, в частности, письмо Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 22.02.2013 NN 02-14-05/5145, 42-7.4-05/5.1-11). Это объясняется тем, что подобные операции не приводят к увеличению (уменьшению) стоимости активов и не изменяют финансовый результат.
Обобщая сказанное, мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации учреждения, имея установленную нормативными актами возможность учесть безвозмездно полученное имущество только в рамках приносящей доход деятельности (вид деятельности "2"), между тем вправе "перевести" его на вид деятельности "4" по выполнению государственного (муниципального) задания при соблюдении установленных законом требований и условий.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Перевод в бюджетном (автономном) учреждении нефинансовых активов с кода вида деятельности 2 на код вида деятельности 4;
- Энциклопедия решений. Учет бюджетным (автономным) учреждением "доходных" операций по коду вида деятельности 2 "Приносящая доход деятельность";
- Энциклопедия решений. Содержание имущества, поступившего в бюджетное (автономное) учреждение в рамках приносящей доход деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

21 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики