Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

06.02.2015
ВОПРОС:
Организация, применяющая общую систему налогообложения, заказала изготовление мультимедийной презентации (ее стоимость составила 202 000 руб.), содержащей информацию о самой организации и производимой ею продукции. Данная презентация была размещена на официальном сайте организации, а также записана на диски с логотипом организации для последующего распространения во время участия в выставках и при приеме потенциальных партнеров. Организация планирует длительное использование видеоролика на сайте организации в сети "Интернет" (более 12 месяцев).
Организация является правообладателем исключительных прав на видеоролик, срок действия которых договором не определен. В учетной политике закреплено, что амортизация нематериальных активов в бухгалтерском и налоговом учете начисляется линейным методом.
Как правильно учесть затраты на изготовление данной презентации в бухгалтерском и налоговом учете?
ОТВЕТ:

Пункт 1 ст. 1263 ГК РФ определяет, что аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ аудиовизуальное произведение (в частности рекламный ролик) является объектом авторского права, следовательно, при заключении договора на приобретение аудиовизуального произведения должны быть предусмотрены порядок и форма передачи авторских прав, а также срок их использования.
На основании договора об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ).
Договор на создание аудиовизуального произведения квалифицируется в качестве договора авторского заказа (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2010 N 09АП-17382/2010 и последующее постановление ФАС Московского округа от 08.11.2010 N КГ-А40/11063-10 по делу N А40-17167/10-15-115), по которому одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.
Договор авторского заказа может предусматривать отчуждение заказчику исключительного права на произведение. В этом случае к договору авторского заказа применяются положения ГК РФ о договоре об отчуждении исключительного права (п.п. 2, 3 ст. 1288 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

Условия, которым должен удовлетворять объект для того, чтобы в бухгалтерском учете быть принятым к учету в составе нематериальных активов, установлены п. 3 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007).
В частности, объект НМА должен быть предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев (пп. "г" п. 3 ПБУ 14/2007).
В рассматриваемой ситуации организация обладает исключительным правом на видеоролик и будет использовать его как для размещения в сети "Интернет" на сайте предприятия, так и в других целях более 12 месяцев.
К бухгалтерскому учету рекламный видеоролик принимается по фактической (первоначальной) стоимости на дату принятия его к бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 14/2007).
Первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования.
Сумма НДС в первоначальную стоимость нематериальных активов не включается, за исключением случаев, установленных НК РФ (п. 10 ПБУ 14/2007).
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99), амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, срока полезного использования и принятых организацией способов начисления амортизации.
Стоимость нематериальных активов в бухгалтерском учете погашается путем начисления амортизации в течение срока полезного использования (п. 23 ПБУ 14/2007).
Под сроком полезного использования НМА понимается предполагаемый период их использования для извлечения экономической выгоды, выраженный в месяцах (п. 25 ПБУ 14/2007).
Срок полезного использования определяется при принятии НМА к бухгалтерскому учету.
Определяя срок службы НМА, необходимо учитывать срок действия исключительных прав и ожидаемый период извлечения экономических выгод от использования актива (п. 26 ПБУ 14/2007).
В любом случае срок полезного использования объектов НМА не может превышать срок деятельности организации. Срок полезного использования объекта НМА, являющегося исключительным правом, не может превышать срок действия такого права (ст. 1230 ГК РФ).
Срок службы для некоторых НМА можно определить из количества продукции, которую компания планирует получить при их использовании (п. 25 ПБУ 14/2007).
Организация начисляет амортизацию по НМА линейным методом, который предполагает равномерное начисление амортизации в течение срока полезного использования нематериального актива. При линейном способе рассчитывается ежемесячная сумма амортизационных отчислений НМА исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива (п. 29 ПБУ 14/2007).
Амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету (п. 31 ПБУ 14/2007).
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - Инструкция N 94н), затраты на приобретение рекламного видеоролика следует отражать следующими записями:
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Приобретение нематериальных активов" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками"
- отражены суммы вложений, необходимых для создания видеоролика;
Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и заказчиками"
- отражен НДС, предъявленный изготовителем видеоролика;
Дебет 04 "Нематериальные активы" Кредит 08, субсчет "Приобретение нематериальных активов"
- принят к учету объект НМА;
Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "НДС" Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям"
- принят к вычету НДС;
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 05 "Амортизация нематериальных активов"
- отражена сумма амортизации по рекламному видеоролику, включенная в состав коммерческих расходов;
Дебет 90 "Продажи", субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу"
- списаны текущие коммерческие расходы.

Налог на прибыль

В целях главы 25 НК РФ в качестве НМА квалифицируются приобретенные и (или) созданные организацией результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев) (п. 3 ст. 257 НК РФ).
Для признания НМА необходимо наличие следующих условий:
- способность приносить организации экономические выгоды (доход);
- наличие надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих существование самого НМА и (или) исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности.
Первоначальная стоимость амортизируемых НМА формируется из суммы расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ). Изменение первоначальной стоимости НМА в налоговом учете не предусмотрено.
Амортизируемым имуществом в целях налогообложения прибыли признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.
Объект НМА включается в ту или иную амортизационную группу, исходя из срока полезного использования (п. 5 ст. 258 НК РФ), определенного в соответствии с п. 2 ст. 258 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 258 НК РФ установлено, что определение срока полезного использования объекта НМА производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами.
По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).
По НМА, указанным в подпунктах 1-3, 5-7 абзаца третьего п. 3 ст. 257 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет (письмо Минфина России от 25.11.2013 N 03-03-06/1/50585).
Порядок начисления амортизации линейным методом определен в ст. 259.1 НК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 259.1 НК РФ сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.
Начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию (п. 4 ст. 259.1 НК РФ).
Начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (п. 5 ст. 259.1 НК РФ).
При этом начисляемая ежемесячно амортизация по данному имуществу является расходом на рекламу производимых и реализуемых товаров и относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ), с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ. Такой же позиции придерживаются и специалисты финансовых органов (письма Минфина России от 26.07.2013 N 03-03-06/1/29764, от 15.06.2012 N 03-03-10/71).
В соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу относятся либо к нормируемым, либо к ненормируемым расходам.
Абзацем вторым п. 4 ст. 264 НК РФ предусмотрено, что к ненормируемым расходам на рекламу относятся в том числе расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, поэтому расходы на создание видеоролика не могут учитываться сами по себе как иной вид рекламы. Они должны быть признаны в целях налогообложения прибыли в зависимости от способа распространения созданного за их счет видеоролика как рекламы. Поэтому, если реклама осуществляется через средства массовой информации, затраты на нее, согласно п. 4 ст. 264 НК РФ, подлежат учету в полном объеме, то есть не нормируются.
Таким образом, в состав рекламных расходов будут включаться фактические ежемесячные амортизационные отчисления по рекламному видеоролику, содержащему рекламную информацию об организации и выпускаемой ею продукции, размещенному в Интернете.

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет приобретения НМА за плату;
- Энциклопедия решений. Учет расходов на амортизацию НМА.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мирошкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

21 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики