Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
13.02.2015
- Положением о закупках предусмотрены два способа осуществления закупки без проведения конкурентных процедур: закупки малого объема на сумму не более 100 тыс. руб. и закупки у единственного поставщика (исполнителя, заказчика) на сумму не более 400 тыс. руб. Вправе ли заказчик осуществлять закупки вторым из указанных способов, если, помимо единственного контрагента, с которым заключен контакт, существуют иные поставщики (подрядчики, исполнители), продающие аналогичные закупаемым товары (выполняющие работы, оказывающие услуги)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если положением о закупке возможность осуществления закупки без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) обусловлена только суммой договора, а не иными обстоятельствами (такими, например, как наличие на рынке только одного лица, у которого может быть осуществлена закупка соответствующего товара, работы, услуги), закупка может осуществляться заказчиком указанным в вопросе способом вне зависимости от наличия нескольких лиц, способных удовлетворить соответствующую потребность заказчика.
Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) этот федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, перечисленными в указанной норме (заказчиками).
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положением о закупке.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупках утверждается уполномоченным на то органом самого заказчика (ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
Следует отметить, что Закон N 223-ФЗ не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317). Данный Закон называет только некоторые из возможных способов закупки, прежде всего конкурсы и аукционы. Согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены и иные способы закупки, в том числе и закупка у единственного поставщика (п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ), то есть без применения конкурентных процедур. В связи с этим Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в его праве установить любые условия применения тех или иных способов закупки: это право не поставлено в зависимость ни от суммы закупки, ни от вида договора, ни от каких-либо иных обстоятельств (смотрите также раздел 6 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12).
Таким образом, Заказчик вправе определить в положении о закупках не только один, но и несколько случаев осуществления закупки у единственного поставщика, а также установить любые условия их применения (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.08.2014 N Ф02-3051/14 по делу N А33-18774/2013).
Закон N 223-ФЗ, используя понятие "единственный поставщик", не конкретизирует его содержание. Представляется очевидным, что под "закупкой у единственного контрагента" должна пониматься ситуация, когда заказчик предлагает заключение договора единственному лицу, выбранному им по необъявляемым публично критериям. Иными словами, "закупка у единственного контрагента" является способом закупки, противопоставляемым всем остальным, признаваемым конкурентными (смотрите, к примеру, ч.ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".).
Соответственно, для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) такой контрагент совершенно не обязательно должен быть единственным лицом, которое может (имеет полномочия или возможность) удовлетворить нужды заказчика. Аналогичной позиции придерживаются судьи (смотрите, например, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2012 по делу N А56-32831/2012). Иное может установить только сам заказчик, предусмотрев в положении о закупке, что закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) возможна при условии наличия только одного лица, способного оказать заказчику требуемые услуги, выполнить работы или поставить товары, и отсутствия конкуренции.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
26 января 2015 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним