Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

16.02.2015
ВОПРОС:
Автономное учреждение приобрело в декабре 2014 года легковой автомобиль. В январе 2015 года принято решение об оснащении автомобиля охранной сигнализацией.
По какой статье КОСГУ следует оплатить данные расходы? Необходимо ли увеличивать первоначальную стоимость автомобиля?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по установке охранной сигнализации на транспортное средство на основании решения профильной комиссии учреждения (должностных лиц учреждения) в соответствии с положениями учетной политики учреждения могут быть включены в первоначальную стоимость автомобиля.
Порядок применения кодов КОСГУ в рассматриваемой ситуации будет зависеть от характера обязательств, принимаемых учреждением.

Обоснование вывода:
Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
При этом первоначальной стоимостью объектов основных средств признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание). Иными словами, любые расходы учреждения, направленные на приведение таких объектов в состояние, пригодное к эксплуатации (доведение их характеристик до изначально предусмотренных параметров), должны учитываться при формировании первоначальной стоимости основных средств.
Единицей учета основных средств является инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н). А в качестве отдельных инвентарных объектов могут учитываться, в частности, конструктивно-сочлененные объекты.
Однако в настоящее время не существует какого-либо универсального правила, определяющего единый порядок применения положений п.п. 38, 41, 45 Инструкции N 157н в тех случаях, когда встает вопрос о порядке учета сложных с технической точки зрения объектов.
Существуют различные субъективные подходы к вопросу организации учета дополнительного оборудования, устанавливаемого на транспортные средства как до формирования их первоначальной стоимости, так и в ходе эксплуатации. Как правило, специалисты предлагают учитывать такое оборудование в составе единого объекта транспортных средств.
В то же время, как показывает судебная практика, нередко встречается точка зрения, согласно которой установленное дополнительное оборудования в составе единого объекта транспортных средств учету не подлежит (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007, от 04.07.2005 N А56-47890/04, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.10.2010 по делу N А32-23439/2008-26/334, постановление ФАС Уральского округа от 19.12.2007 N Ф09-10406/07-С3 по делу N А07-23717/06).
Подобная ситуация обусловлена различием в трактовках таких "опорных" терминов, как "самостоятельность объекта", "конструктивно-сочлененный объект", "обособленный комплекс", а также различными техническими характеристиками конкретных транспортных средств.
Любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534).
Если уполномоченными должностными лицами учреждения на основе их профессиональной оценки будет сделан вывод, что установка сигнализации связана с доведением характеристик объекта до параметров, изначально предусматриваемых при принятии решения о приобретении транспортного средства, или в результате такой установки транспортное средство приобрело новые дополнительные функции или изменились показатели его работы и раздельное их применение будет невозможно, то все связанные с подобными работами расходы могут быть учтены в стоимости такого объекта.
В иных случаях смонтированное дополнительное оборудование может быть учтено в общем порядке в соответствии с требованиями, установленными Инструкцией N 157н.
Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств желательно закрепить в учетной политике организации (п. 6 Инструкции N 157н).
Обратите внимание, что данные о проведенных работах и установленном дополнительном оборудовании (независимо от порядка организации его учета) необходимо отразить в разделе "Краткая индивидуальная характеристика объекта" Инвентарной карточки учета основных средств (приложения NN 3-5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 N 173н) на основании актов и прилагаемой технической документации.
Выделение в Инвентарной карточке подобных данных позволит принимать обоснованные решения, связанные:
- с отражением в бухгалтерском учете операций, производимых с объектом, например модернизации, частичной ликвидации;
- принятием к учету частей, полученных в результате ремонта или ликвидации объекта;
- определением необходимости проведения ремонтных работ.
При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации в 2014 году учреждения руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н).
В соответствии с Указаниями N 65н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания фактов хозяйственной жизни (операций). Следовательно, при составлении договоров (контрактов) желательно соотносить их содержание с положениями Указаний N 65н.
По общему правилу работы по монтажу (установке) оплачиваются за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Стоимость выполненных работ должна подтверждаться актом выполненных работ. Если результаты исполнения заключенного договора подтверждаются не только актом выполненных работ, но и накладной на поставку нефинансовых активов, оплату контрагенту следует осуществить по нескольким кодам КОСГУ: поставку нефинансовых активов - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ, как оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки, монтаж - за счет подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
Кроме того, если изначально должностными лицами учреждения будет принято решение о том, что работы по установке сигнализации рассматриваются как дооборудование транспортного средства, расходы могут быть осуществлены за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. В этом случае в предмете договора целесообразно указать, что учреждение осуществляет дооборудование сигнализацией конкретного автомобиля.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

27 января 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики