Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Трудовое право
-
09.06.2011
- Могут ли в коммерческой организации при увольнении руководителя, главного бухгалтера, материально ответственного лица на одной должности работать два человека (увольняющийся и вновь принимаемый) для приема-передачи дел и материальных ценностей?
1. С точки зрения трудового законодательства (часть шестая ст. 11, ст. 274 ТК РФ) руководитель организации является работником этой организации, входящим в особую категорию работников, особенности труда которых урегулированы главой 43 ТК РФ.
Кроме того, помимо ТК РФ права и обязанности руководителя организации регулируются другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274 ТК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 32 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) руководство текущей деятельностью общества с ограниченной ответственностью (далее - общество) осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества. Исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества.
Возможности существования в обществе двух единоличных исполнительных органов законодательством не предусмотрено. Таким образом, полномочиями генерального директора общества в принципе не могут обладать одновременно два лица.
Подпунктом 4 п. 2 ст. 33 и п. 1 ст. 40 Закона N 14-ФЗ решение вопроса об избрании и досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа отнесено к компетенции общего собрания участников, если в обществе не создан совет директоров (наблюдательный совет) и ему не передано решение этого вопроса. Таким образом, момент возникновения полномочий у нового генерального директора и, соответственно, прекращения их у прежнего определяется принятием решения общим собранием участников.
Ни трудовым законодательством, ни Законом N 14-ФЗ не установлен порядок и сроки передачи дел при смене руководителя. Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 40 Закона N 14-ФЗ порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества устанавливается также уставом общества, внутренними документами общества, договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. Поэтому порядок передачи дел может быть разработан организацией самостоятельно. Таким документом могут быть предусмотрены сроки передачи и определено лицо, которому должна осуществляться передача дел.
2. Деятельность главного бухгалтера в организации, наряду с положениями Трудового кодекса РФ, регулируется также Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и Положением о главных бухгалтерах, утв. постановлением СМ СССР от 24.01.1980 N 59 (далее - Положение).
Положение, хотя было издано в период существования СССР, в силу п. 2 постановления ВС РСФСР от 12.12.1991 N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" продолжает действовать в части, не противоречащей законодательству РФ. В соответствии с п. 6 Положения прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгалтера оформляются актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Процедура приема и сдачи дел необходима для того, чтобы разграничить ответственность за действия нового бухгалтера и действия его предшественника.
В настоящее время специального нормативного правового документа, который бы регулировал порядок передачи дел от одного бухгалтера к другому, не существует.
Вместе с тем очевидно, что в любом случае при приеме-передаче дел некоторое время в организации будут осуществлять деятельность два главных бухгалтера. Чтобы принять дела от своего предшественника, новый работник уже должен быть принят на работу, с ним уже должен быть заключен трудовой договор, и на него должны быть возложены обязанности главного бухгалтера. При этом также очевидно, что передача и приемка дел должна осуществляться до расторжения трудового договора с предыдущим работником, занимающим должность главного бухгалтера. Соответственно, в какой-то период времени в организации одновременно будут действовать два главных бухгалтера.
Данная ситуация не урегулирована на законодательном уровне. Официальные разъяснения, а также примеры из судебной практики по такому вопросу нам обнаружить не удалось.
Анализ действующего законодательства показывает, что прямой запрет на замещение должности главного бухгалтера несколькими лицами не установлен. При этом буквальное толкование положений вышеуказанных нормативных актов позволяет сделать вывод о том, что в текущей деятельности организации обязанности по должности главного бухгалтера выполняет только одно лицо. Так, согласно ст. 7 Закона N 129-ФЗ при учреждении в организации бухгалтерской службы, существующей в организации как структурное подразделение, главный бухгалтер возглавляет это подразделение.
Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Однако, учитывая необходимость передачи дел от увольняющегося сотрудника вновь принятому, мы полагаем, что ситуация, при которой в организации в течение короткого промежутка времени будут действовать одновременно два главных бухгалтера, не должна вызвать нареканий у контролирующих органов. Полагаем, организация вправе самостоятельно разработать соответствующие правила приема-передачи дел, установив наиболее оптимальный порядок и сроки приема-передачи дел главными бухгалтерами с целью минимизировать возможные риски. В качестве ориентира можно, например, использовать Инструкцию о порядке приема-сдачи дел главными бухгалтерами (старшими бухгалтерами на правах главных бухгалтеров), централизованных бухгалтерий (бухгалтерий), учреждений, предприятий и организаций системы Министерства здравоохранения СССР, утвержденную Минздравом СССР 28.05.1979 N 25-12/38.
3. При смене материально ответственных лиц в организации в силу п. 2 ст. 12 Закона N 129-ФЗ должна проводиться инвентаризация. Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Указания).
Указания предусматривают, что передача товарно-материальных ценностей от одного материально ответственного лица к другому осуществляется по итогам инвентаризации, проводимой на день приемки-передачи дел (п. 1.5 Указаний). При этом материально ответственное лицо, сдавшее имущество, расписывается в описи в сдаче этого имущества, а принявший - в принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение (п. 2.10 Указаний).
При проведении мероприятий по инвентаризации имущества присутствие материально ответственного лица, сдающего имущество, обязательно (п. 2.4, п. 2.8, п. 2.10 Указаний). Предполагается, что проведение инвентаризации должно осуществляться до увольнения этого работника.
Поскольку специальных норм, устанавливающих запрет на замещение таких должностей, нет, полагаем, что в рассматриваемой ситуации работодатель вправе заключить трудовой договор с новым сотрудником в период действия трудового договора, заключенного с увольняющимся работником. 4. В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденными постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, штатное расписание по форме N Т-3 применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением) и содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Работников, которые принимаются на работу сверх штата (в том числе на должности, по которым по штатному расписанию нет вакансий), обычно именуют "внештатными работниками".
Нормативные правовые акты о труде возможность приема на работу "внештатных работников" предусматривают. К примеру, для выполнения работ, связанных с временным расширением объема оказываемых бюджетным учреждением услуг, могут привлекаться, помимо работников, занимающих должности (профессии), предусмотренные штатным расписанием, другие работники на условиях срочного трудового договора за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности (смотрите п. 10 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583).
Однако у чиновников к такой практике отрицательное отношение. Представитель Роструда И.И. Шкловец полагает, что если в трудовом договоре с работником указана должность, профессия или специальность, а штатное расписание не содержит свободной соответствующей штатной единицы, то необходимо внести изменения в штатное расписание, увеличив количество штатных единиц по соответствующей должности, профессии, специальности (Шкловец И.И. Практика применения трудового законодательства // "Экономико-правовой бюллетень", N 10, октябрь 2007 г.). То есть, если в организации для соответствующей должности была предусмотрена только одна штатная единица, а работодатель, несмотря на это, принял на работу другого сотрудника, пока предыдущий не уволился, на наш взгляд, целесообразно внести изменения в штатное расписание - вначале увеличить количество штатных единиц для данной должности, а затем (после увольнения сотрудника) - уменьшить.
Вместе с тем, согласно ст. 57 ТК РФ трудовая функция работника в трудовом договоре может быть определена как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо как конкретный вид поручаемой сотруднику работы. Из приведенной нормы закона следует, что работник может работать по трудовому договору, не занимая какую-либо должность в соответствии со штатным расписанием, а выполняя конкретный вид поручаемой ему работы. В этом случае, на наш взгляд, можно говорить о приеме работника "за штат". Тем не менее, если в организации для соответствующей должности была предусмотрена только одна штатная единица, а работодатель, несмотря на это, принял на работу другого сотрудника, пока предыдущий не уволился, полагаем, целесообразнее было бы внести изменения в штатное расписание - вначале увеличить количество штатных единиц для данной должности, а затем (после увольнения сотрудника) - уменьшить.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кузьмина Анна
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним