Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.02.2015
ВОПРОС:
Какие бухгалтерские проводки нужно сделать при прекращении права оперативного управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования на недвижимое имущество, относящееся к государственной собственности Российской Федерации, и закреплении указанного имущества на праве оперативного управления за государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования (академией)?
Какие бухгалтерские проводки нужно сделать при прекращении права оперативного управления Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования на недвижимое имущество и передаче этого имущества в состав имущества казны Российской Федерации?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 29 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), передача объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением имущественных прав (в том числе права оперативного управления), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей, в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.
Обратите внимание: передача нефинансовых активов от одного бюджетного учреждения другому (безвозмездное отчуждение имущества), по нашему мнению, может быть осуществлена только с согласия собственника такого имущества*(1). При этом соответствующая сделка по отчуждению имущества не должна выходить за пределы специальной правоспособности учреждения. Бюджетные учреждения обладают специальной правоспособностью, осуществляя гражданские права в соответствии с целями деятельности, ради которой они созданы (п. 1 ст. 49 ГК РФ).
Согласно применяемой в настоящее время методологии бухгалтерского учета все операции по движению соответствующего имущества между органом власти и учреждением, учредителем и бюджетным учреждением, а также между государственными и муниципальными организациями необходимо отражать:
- при поступлении имущества: по дебету соответствующих аналитических счетов учета нефинансовых активов и кредиту счета 0 401 10 180 "Прочие доходы";
- при выбытии имущества: по дебету счета 0 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" и кредиту соответствующих аналитических счетов счета учета нефинансовых активов.
Данное правило несложно проследить, ознакомившись, в частности, с пунктами 9, 12, 17, 20, 22, 27, 34, 37, 53 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.
С учетом изложенного и при передаче в казну нефинансовых активов, и при безвозмездной передаче нефинансовых активов напрямую между бюджетными учреждениями в учете будет отражаться идентичная корреспонденция:
Дебет 4 401 20 241 Кредит 4 101 10 410,
Дебет 4 104 10 410 Кредит 4 401 20 241
- на основании первичных учетных документов (Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (форма 0306030) и Извещения (форма 0504805), а также документа, подтверждающего прекращение права оперативного управления*(2)) переданы по балансовой стоимости объекты основных средств с одновременной передачей начисленной на объекты суммы амортизации.
Обратите внимание: при передаче имущества, которым бюджетное учреждение не может отвечать по своим обязательствам и распоряжается только по согласованию с собственником, в учете должно быть отражено изменение (корректировка) показателя счета 210 06 "Расчеты с учредителем". По общему правилу такая корректировка осуществляется с периодичностью, установленной учредителем, но не реже чем один раз в год (перед составлением годовой отчетности). Отметим, что на практике корректировка счета 210 06 "Расчеты с учредителем" может проводиться даже "в режиме реального времени", то есть непосредственно при отражении в учете любых операций по поступлению или выбытию особо ценного движимого и соответствующего недвижимого имущества.
На суммы изменений показателя счета 210 06 "Расчеты с учредителем" учреждение направляет учредителю Извещения (форма 0504805) с установленной им периодичностью. В соответствии с этими извещениями учредителем корректируется показатель счета 0 204 33 000.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Документальное оформление передачи госучреждением имущества в казну (изъятия из оперативного управления);
- Энциклопедия решений. Корректировка информации, учитываемой бюджетным (автономным) учреждением на счете 210 06 "Расчеты с учредителем";
- Энциклопедия решений. Пример. Учет расчетов бюджетного (автономного) учреждения с учредителем при осуществлении операций с недвижимым или особо ценным движимым имуществом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Ответ прошел контроль качества

2 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) Для наиболее подробного рассмотрения юридического аспекта вопроса передачи имущества от одного бюджетного учреждения другому можно ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Каков порядок передачи имущества ... для бюджетных учреждений?
- Вопрос: Следует ли бюджетному учреждению согласовывать со своим учредителем ... передачу данного имущества на баланс другой организации?
*(2) Нормы гражданского законодательства устанавливают специальное правило возникновения права оперативного управления на недвижимое имущество - с момента государственной регистрации права (ст. 131 ГК РФ).
Поэтому применяемая в настоящее время методология бухгалтерского учета предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права: согласно п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Все консультации данной рубрики