Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

24.02.2015
ВОПРОС:
Может ли казенное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, заключить в 2015 году государственный контракт в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с условием 100% предоплаты и сроком исполнения работ 1 месяц с момента оплаты?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Казенное учреждение вправе заключить такой контракт.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Стороны договора определяют условия сделки, в том числе и порядок расчетов. Право на осуществление предварительной оплаты товара, работы, услуги установлено гражданским законодательством (смотрите, например, ст. 487 ГК РФ).
Положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", регулирующего в том числе и правоотношения, связанные с заключением гражданско-правовых договоров (контрактов) бюджетными учреждениями, не содержат ограничений на включение в договоры условия об авансовых платежах.
Напомним, что согласно п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При этом нормативными правовыми актами о бюджете могут предусматриваться ограничения авансовых платежей при заключении договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для учреждений - получателей бюджетных средств (к которым в силу положений ст. 6 БК РФ относятся казенные учреждения).
В 2015 году на федеральном уровне такие ограничения предусмотрены п. 29 постановления Правительства РФ от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление N 1563), в соответствии с которым получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств вправе предусматривать авансовые платежи в отношении видов договоров (государственных контрактов) и в пределах, указанных в пп. "а" и "б" этого пункта.
Так, в соответствии с пп. "а" п. 29 Постановления N 1563 федеральные казенные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг (за исключением договоров (государственных контрактов), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения) до 30% суммы договора (государственного контракта), но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, после подтверждения выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных указанными договорами (государственными контрактами) (их этапов) в объеме произведенных платежей.
Из указанной нормы буквально следует, что в 2015 г. федеральные казенные учреждения вправе предусматривать авансовые платежи по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в размере до 30% суммы договора при обязательном соблюдении следующих условий:
1) авансовые платежи не должны превышать 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий год по соответствующему коду бюджетной классификации (иной порядок может быть установлен только федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства РФ);
2) авансовые платежи осуществляются после подтверждения выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных госконтрактами (их этапов) в объеме произведенных платежей (иначе говоря, необходимо, чтобы до осуществления авансового платежа на эту сумму уже были выполнены работы (оказаны услуги) и факт их выполнения подтвержден документально).
При этом норма пп. "а" п. 29 Постановления N 1563 исключает из сферы своего действия договоры (государственные контракты), условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты договора (государственного контракта), этапа его исполнения. Из приведенной формулировки, на наш взгляд, буквально следует, что Постановление N 1563 прямо допускает заключение таких договоров, но не распространяет на них указанные выше ограничения авансовых платежей.
Соответственно, по нашему мнению, казенное учреждение, финансируемое из федерального бюджета, вправе включать в государственный контракт со сроком исполнения работ 1 месяц с момента оплаты условие о 100% предоплате работ.
В заключение отметим, что изложенная по поставленному вопросу правовая позиция является нашим экспертным мнением. Официальные разъяснения по аналогичным ситуациям, насколько нам известно, отсутствуют, правоприменительная практика еще не сложилась.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

2 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики