Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

02.03.2015
ВОПРОС:
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.
Обязаны ли работодатели (коммерческие организации) в настоящее время руководствоваться профессиональными стандартами? С какого времени профессиональные стандарты обязательны для применения? Закреплена ли обязанность применения профессиональных стандартов на законодательном уровне с указанием конкретных сроков?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Законодательство не содержит норм, обязывающих работодателей во всех случаях руководствоваться профессиональными стандартами. Работодатели - коммерческие организации обязаны руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Обоснование вывода:
Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" Трудовой кодекс РФ дополнен ст. 195.1 "Понятия квалификации работника, профессионального стандарта". Согласно пп. "г" п. 1 указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Правительству РФ было поручено разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.
В целях реализации мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014-2016 годы распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р утвержден Комплексный план. Комплексный план предусматривает поэтапную замену Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) на профессиональные стандарты (п. 16). Таким образом, Правительством РФ предусмотрен полный переход на новую систему профессиональных стандартов взамен ЕТКС и ЕКС.
При этом трудовое законодательство не содержит норм, обязывающих работодателей во всех случаях руководствоваться ЕТКС и ЕКС или профессиональными стандартами. Кроме того, ни в одном нормативно-правовом акте не установлены конкретные сроки применения в обязательном порядке всеми работодателями профессиональных стандартов.*(1) По общему правилу квалификационные справочники и профессиональные стандарты носят рекомендательный характер, а наименования должностей (профессий, специальностей) в штатном расписании, трудовом договоре и должностной инструкции могут не совпадать с содержащимися в указанных документах (смотрите также письмо Роструда от 07.05.2010 N 1357-6-1).
Однако если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абзац третий части второй ст. 57 ТК РФ). Указанное требование распространяется на всех работодателей вне зависимости от их организационно-правовой формы или формы собственности.
Из приведенной нормы не следует, что у всех без исключения работников, которым положены компенсации и льготы либо в отношении которых установлены ограничения, трудовая функция должна именоваться в строгом соответствии с ЕТКС, ЕКС или профессиональным стандартом. Закон устанавливает необходимость такого соответствия лишь в ситуации, когда компенсации, льготы, ограничения "привязаны" к конкретной должности (профессии, специальности). Например, периоды работы по определенным профессиям и должностям, поименованным в многочисленных списках, включаются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение (ст. 30 и ст. 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665). Лицам, выполняющим работы по профессиям и должностям, включенным в Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16, запрещена работа по совместительству на должностях и по профессиям из этого перечня (часть первая ст. 329 ТК РФ).
Когда же причитающиеся работнику компенсации и льготы либо действующие в отношении него ограничения не зависят от названия его трудовой функции, такое название может отличаться от указанного в квалификационном справочнике и профессиональном стандарте. В частности, такие компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда, как ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и сокращенная продолжительность рабочего времени, зависят в настоящее время не от названия должности или профессии, а от установленного по результатам специальной оценки условий труда класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (ст. 92, ст. 117, ст. 147 ТК РФ). Поэтому "вредность" работы сама по себе еще не означает, что должность (профессия) работника должна быть указана в соответствии со справочником (стандартом).
Таким образом, работодатели (коммерческие организации) обязаны руководствоваться положениями квалификационных справочников и профессиональных стандартов лишь в случаях, указанных в части второй ст. 57 ТК РФ, то есть когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Земцов Евгений

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

10 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) При этом необходимо отметить, что в будущем они, возможно, станут обязательными для организаций, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также государственных корпораций, государственных компаний, хозяйственных обществ и иных организаций, в уставном капитале которых доля РФ, субъекта РФ, муниципального образования превышает пятьдесят процентов (смотрите Проект федерального закона N 537948-6 "О внесении изменений в статью 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации", принят Государственной Думой в первом чтении).

Все консультации данной рубрики