Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

03.03.2015
ВОПРОС:
Мотоблок (модель МТЗ-132Н) используется при уборке, озеленении и прочих работах по содержанию территории бюджетного учреждения, выполняет в учреждении функцию мини-трактора для перемещения по территории небольшой тележки. В тележке перемещаются мусор, хозяйственный инвентарь, посадочный материал для озеленения и т.п. Мотоблок не имеет ни спидометра, ни счетчика моточасов, технической документации на него нет. Средство поставлено на учет в органах Гостехнадзора. Учреждением самостоятельно (опытным путем) определено количество ГСМ, потребляемых мотоблоком за 1 час работы, на основании этого расчета производится списание бензина (с учетом количества часов работы, отмеченных в специальном журнале). Однако проверяющими органами сделано замечание, что такого расчета не достаточно, требуется оформление путевого листа (или его аналога), подтверждающего ежедневное количество часов работы мотоблока.
Каким образом можно оформить работу мотоблока и как нормировать списание ГСМ, чтобы избежать претензий проверяющих, если невозможно определить критерий для оценки его работы (ни моточасы, ни машино-часы в данном случае не применимы)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Основанием для списания бензина и ГСМ, расходуемых в процессе эксплуатации самоходного транспортного средства МТЗ-132Н, может быть разработанный в учреждении первичный документ, заверенный подписями уполномоченных лиц.

Обоснование вывода:
Прежде всего уточним, что механическое транспортное средство марки МТЗ-132Н является мини-трактором, оснащенным бензиновым двигателем мощностью 9,6 кВт (13 л.с.). Разумеется, что использование такой машины невозможно без горюче-смазочных материалов (ГСМ). При этом расходование ГСМ должно быть нормировано, а списание их с бухгалтерского учета производиться по определенным правилам и с соблюдением требований нормативных актов.
Порядок организации бухгалтерского учета в государственных учреждениях регулируется нормами Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
В силу п. 1 Закона N 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом в соответствии с п.п. 7, 8 Инструкции N 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов (при отсутствии унифицированной формы - обязательно наличие реквизитов, предусмотренных п. 7 Инструкции N 157н), при условии отражения в этих документах всех предусмотренных реквизитов, и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченных им на то лиц.
Отметим, что финансовое ведомство прямо указывает на необходимость обязательного заполнения путевых листов в целях документального подтверждения затрат на горюче-смазочные материалы как в целях бухгалтерского учета (п. 36 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н)), так и в целях налогового учета (письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.09.2005 N 03-03-04/1/214).
В свою очередь, приказом Минфина РФ от 15.12.2010 N 173н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета..." (далее - Приказ N 173н), утверждено применение государственными учреждениями унифицированных форм путевых листов для различных видов транспортных средств.
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ N 152 (далее - Приказ N 152).
Так, одним из обязательных реквизитов путевого листа, подлежащих заполнению, являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя:
1) тип транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай) и модель транспортного средства, а в случае, если грузовой автомобиль используется с автомобильным прицепом, автомобильным полуприцепом, кроме того - модель автомобильного прицепа, автомобильного полуприцепа;
2) государственный регистрационный знак легкового автомобиля, грузового автомобиля, грузового прицепа, грузового полуприцепа, автобуса, троллейбуса;
3) показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо);
4) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.
Исходя из технических характеристик и назначения мини-трактор - это самоходная машина, больше предназначенная не для передвижения (как транспортные средства), а для выполнения определенных работ. Именно поэтому самоходные машины регистрируются в органах Гостехнадзора. На дороги общего пользования такая техника выезжает редко и большие расстояния не преодолевает, выполняя работы на ограниченной территории.
Очевидно, что в рассматриваемой ситуации заполнить путевой лист мини-трактора в соответствии с установленными требованиями фактически невозможно, так как данное техническое средство, во-первых, не является транспортным средством, в отношении которого применяется Приказ N 152, и, следовательно, не имеет регистрационного знака; во-вторых, мини-трактор не оснащен одометром, позволяющим фиксировать его пробег.
Из разъяснений специалистов Минфина России следует, что организации, не являющиеся транспортными, имеют право разработать свою форму путевого листа. Однако в данном случае учреждение не может воспользоваться этим правом по той же причине - разработанная форма должна содержать вышеуказанные обязательные реквизиты, утвержденные приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 (смотрите, например, упоминавшееся выше письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161)*(1).
Вместе с тем, несмотря на то, что законодательно не оговорен порядок учета работы подобных машин, тем не менее, для контроля за эксплуатацией самоходной техники, по нашему мнению, следует оформлять иной документ, в котором бы фиксировалась работа мини-трактора (например, в часах) и управляющего им лица. Ведь бухгалтерский учет - это в том числе оперативный контроль совершаемых хозяйственных операций. Таким образом, работу мини-трактора и списание потребляемых им горюче-смазочных материалов следует организовать должным образом и учитывать согласно данным подтверждающих документов, разработанных учреждением.
Это может быть сделано в рамках организации системы внутреннего контроля в учреждении с возложением определенных обязанностей на должностных лиц и разработкой форм первичных документов, используемых учреждением для этих целей.
Так, например, можно организовать ведение специального журнала (книги) или иного документа, в котором отражалась бы информация о времени работы мини-трактора в течение рабочего дня (смены), заверенная подписями уполномоченных лиц. На основании данных журнала (книги) учета работы мини-трактора с периодичностью, обусловленной занятостью машины в работах (еженедельно, подекадно, ежемесячно), профильная комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (или комиссия, осуществляющая функции внутреннего контроля) составляет акт, обобщающий информацию о времени работы мини-трактора за прошедший период, и заверяет его подписями всех членов комиссии. Утвержденный руководителем акт будет являться основанием для расчета количества ГСМ, подлежащего списанию в соответствии с нормами, установленными учреждением самостоятельно (на основании контрольного замера) или полученными у производителя. Форму журнала (книги) учета, акта и периодичность его составления следует закрепить в учетной политике.
Если будет принято решение о составлении иного первичного документа, то за основу этого документа может быть взят и путевой лист, а графы, которые невозможно заполнить из-за технических особенностей мини-трактора (в частности показания одометра), следует заменить на графы, которые будут отражать часы работы техники и установленные учреждением нормы. Напоминаем, что разработанную форму первичного документа также следует утвердить в рамках учетной политики учреждения.
Безусловно, разработанный порядок оформления работы мини-трактора повлечет увеличение трудозатрат и документооборота, однако это вполне оправданно, ведь финансовое ведомство указывает, что первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенных расходов на ГСМ (письмо Минфина России от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23).

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Нормы списания топлива и смазочных материалов, применяемые госучреждениями.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

11 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.


*(1) В настоящее время на рассмотрении финансового ведомства находится проект приказа, которым планируется заменить ныне действующий Приказ N 173н. Указанным проектом не предусмотрено утверждение унифицированных форм путевых листов.

Все консультации данной рубрики