Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

04.03.2015
ВОПРОС:
Учреждение имеет обособленное подразделение, в котором есть директор, но нет ни главного бухгалтера, ни бухгалтера, ни кассира. Роль кассира выполняет администратор. В должностной инструкции администратора обособленного подразделения установлены права и обязанности по ведению кассовых операций.
Кто должен подписывать кассовые документы за главного бухгалтера и кассира?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Кассовые документы вместо руководителя и главного бухгалтера может подписывать лицо, уполномоченное на это соответствующим приказом или доверенностью. Этим лицом может быть и администратор обособленного подразделения.
С учетом того, что в должностной инструкции администратора обособленного подразделения установлены права и обязанности по ведению кассовых операций, администратор может ставить свою подпись в поле "подпись кассира".

Обоснование позиции:
Кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись (п. 4 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание N 3210-У)).
Из изложенного следует, что под "кассиром" понимается работник, у которого установлены права и обязанности по ведению кассовых операций. Под "руководителем" в рамках Указания N 3210-У понимаются не только руководитель (исполнительный орган) юридического лица, но и иное уполномоченное лицо.
В рассматриваемой ситуации в должностной инструкции администратора обособленного подразделения установлены права и обязанности по ведению кассовых операций. С учетом изложенного выше можно заключить, что администратор в рамках Указания N 3210-У признается "кассиром". Поэтому администратор, являясь кассиром, может оформлять приходные кассовые ордера (форма N КО-1), расходные кассовые ордера (форма N КО-2) и ставить подпись в графе "подпись кассира" (п.п. 4.2, 4.3 Указания N 3210-У).
Следует отметить, что ни в Указании N 3210-У, ни в каких-либо других документах Банка России не разъясняется, кто вправе уполномочить работника юридического лица выполнять функций руководителя (вести кассовые операции, подписывать кассовые документы) и каким документом это должно оформляться. При этом согласно п. 2.11 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (далее - Положение), утвержденного Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР, руководителем учреждения утверждается по согласованию с главным бухгалтером перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов (пп.пп. 6, 7 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
На основании изложенного полагаем, что наделить другое лицо (руководителя обособленного подразделения, администратора) полномочиями руководителя или главного бухгалтера в части подписи кассовых документов вправе руководитель учреждения по согласованию с главным бухгалтером (отметим, что Указание N 3210-У, в отличие от Положения, не содержит требования согласовывать такое решение с главным бухгалтером, однако, на наш взгляд, сделать это было бы не лишним). Предоставление полномочий может быть оформлено приказом или доверенностью.
Это косвенно подтверждается и Указаниями по применению и заполнению форм N КО-1, КО-2, утвержденными постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 N 88, в которых указано, что названные формы могут быть подписаны не директором и главным бухгалтером, а иным уполномоченным лицом.
Отметим также, что согласно п. 4.3 Указания N 3210-У в случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов руководителем они подписываются руководителем. Подписи главного бухгалтера и кассира в этом случае не требуется. Соответственно, на наш взгляд, администратор обособленного подразделения может быть наделен одновременно и полномочиями кассира, и полномочиями руководителя (или бухгалтера) по ведению кассовых операций.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Кассовые операции: основные понятия;
- Энциклопедия решений. Кассовые и иные документы, оформляемые при ведении кассовых операций.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журавлев Вячеслав

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

10 февраля 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики